Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роспись стен по сырой штукатурке это фреска

Фреска

Фре́ска (от итал.  fresco  — свежий), аффреско (итал.  affresco ) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «альсекко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (альсекко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и так далее). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

Содержание

История [ править | править код ]

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «альсекко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника [1] . Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Античная фреска [ править | править код ]

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска [2] .

Византия [ править | править код ]

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 годы нашей эры) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Древняя Русь. Россия [ править | править код ]

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Читайте так же:
Смотреть декоративная штукатурка короед

Итальянская фреска [ править | править код ]

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (около 1295). Ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3] . Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью альсекко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку, довольно быстро закрепляются и у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с альсекко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако; он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки, варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини, интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4] .

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут, довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются; для того чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описана Леоном Баттистой Альберти; возможно, старые мастера пользовались ей по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

Читайте так же:
Сколько нужно цемента для штукатурки дома

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

XVIII—XIX века [ править | править код ]

Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Другие виды настенной живописи [ править | править код ]

Покрытие secco или fresco-secco выполняется на сухой штукатурке (secco в переводе с итальянского означает «сухой»). Пигменты, таким образом, нуждаются в связующей среде, такой как яйцо (темпера), клей или масло, чтобы прикрепить пигмент к стене. Важно различать секретную работу, выполненную на вершине фрески Буон (представляет собой технику росписи фресок, в которой щёлочестойкие пигменты, измельчённые в воде, наносятся на влажную штукатурку), которая, по мнению большинства авторитетов, была фактически стандартом со времен Средневековья, и работу, выполненную полностью на пустой стене. Как правило, работы на фреске в форме буона являются более долговечными, чем любые работы с альсекко, добавленные поверх них, потому что секция работает лучше с шероховатой штукатурной поверхностью, в то время как настоящая фреска должна иметь гладкую поверхность. Дополнительная работа будет выполняться для внесения изменений, а иногда и для добавления мелких деталей, а также потому, что не все цвета могут быть достигнуты при настоящей фреске, потому что только некоторые пигменты химически работают в очень щелочной среде свежей штукатурки на основе извести.
Синий пигмент был особой проблемой, и небеса и синие одежды часто добавляли второстепенную, потому что ни голубой азурит, ни лазурит (единственные два доступных тогда синих пигмента) не работают хорошо во влажной фреске.
Благодаря современным аналитическим методам также становится всё более очевидным, что даже в ранними итальянскими живописцами эпохи Возрождения довольно часто применялись методики secco, чтобы позволить использовать более широкий спектр пигментов. В большинстве ранних примеров эта деталь теперь полностью исчезла, но даже целая картина, выполненная второстепенно на поверхности шероховатой, чтобы дать ключ для краски, может очень хорошо сохраниться, хотя влажность для неё более опасна, чем для фрески.

Читайте так же:
Секреты отделки стен декоративной штукатуркой

Технология производства фресок и фотообоев

Фреска — живопись по сырой штукатурке, одна из старинных техник настенных росписей. При высыхании известь, содержащаяся в штукатурке, образует тонкую прозрачную пленку, делающую фреску долговечной. Фрески Affresco производятся с использованием современных материалов, но принцип создания фрески – нанесение на сырую штукатурку натурального пигмента – остался неизменным.

Фотообои Affresco производятся по той же технологии что и фрески, отличие в том, что фотообои изготавливаются на других фактурах. Заказать фотообои можно из предложенных 22-и стандартных размеров, что позволяет подобрать фотообои для любой стены. Все фотообои Affresco производятся единым полотном.

В процессе развития фабрики Affresco непрерывно совершенствуется качество производимых фресок и фотообоев. Пожароустойчивые, влагостойкие, экологически чистые, гибкие, невыцветающие и износостойкие полотна способны украсить любой интерьер или фасад зданий. Вся выпускаемая продукция фабрики Affresco запатентована и имеет сертификаты, подтверждающие высокое качество производимых изделий.

Основа для создания фресок и фотообоев Affresco – флизелиновое полотно, которое изготавливается уникального размера 3,26х10,2 метров специально по заказу фабрики Affresco, что позволяет любую стену в помещении оклеить без швов.

Технологический процесс создания фресок и фотообоев Affresco сложный и трудоемкий, в основе производства каждого полотна заложен ручной труд специалистов разного профиля.

Этапы производства фресок и фотообоев

1. Создание изображений

Каждое изображение в коллекции Affresco – это труд художников и дизайнеров фабрики или высококачественные фотографии, соответствующие всем стандартам качества изображений, которые разработала фабрика Affresco. В изображениях тщательным образом продумана каждая деталь, стиль, сюжет, композиция и учтена соразмерность всех элементов.

Такой подход к созданию изображений позволяет добиваться максимального качества при производстве фресок и фотообоев очень больших размеров. Не смотря на богатый выбор сюжетов в библиотеке фабрики, художники и дизайнеры Affresco продолжают создавать новые востребованные произведения, соответствующие тенденциям интерьерной моды.

Фабрика Affresco сама разработала и запатентовала технологию, которая позволила создать уникальные бесшовные полотна размером 3,26х10,2м. На флизелиновую основу искусные мастера Affresco с помощью шпателей особым образом (в зависимости от желаемой фактуры) наносят тончайшие слои декоративной штукатурки. Несмотря на множество наносимых слоев, общая толщина любого полотна не превышает 1 мм. Это делает фрески и фотообои Affresco легкими и гибкими, но при этом прочными, долговечными и полностью исключающими растрескивание.

После того как изображение и материалы выбраны покупателем, размеры определены, заказ оформляется и незамедлительно поступает в работу. Дизайнеры проверяют и дорабатывают выбранное изображение, корректируют его по цвету и композиции, преобразуя в соответствии с пожеланиями покупателя. Для заказа фотообоев достаточно выбрать желаемое изображение, размер и текстуру по каталогу.

Процесс переноса изображений на фрески и фотообои осуществляется на высокотехнологичном современном оборудовании, позволяющем производить бесшовные полотна с различными изображениями большого размера с высокой точностью передачи цвета и деталей. Данный технологический процесс является эксклюзивным и не имеет аналогов в мире! Изображение наносится, как и по классической технологии создания фесок, на еще слегка сырую отштукатуренную поверхность. При такой технологии пигмент глубоко проникает внутрь штукатурки и достигает своей максимальной стойкости и долговечности.

На завершающем этапе производства фрески и фотообои попадают в мастерскую художников. Художники прорисовывают наиболее значимые детали и расставляют акценты, придавая продукции Affresco, без преувеличения, художественную ценность.

6. Состаривание фресок и декоративная затирка трещин

При изготовлении фрески на фактуре с естественными трещинами «Craquelure» перед покрытием фрески лаком мастер затирает трещины мраморной крошкой, в результате чего достигается эффект состаривания и не большой утраты росписи изображения.

7. Покрытие защитным лаком

Все фрески и фотообои Affresco покрываются специально разработанным защитным лаком, который продлевает срок службы изделия, защищает продукцию от влаги, царапин и воздействия солнечных лучей. Лак наносится тончайшим слоем и после высыхания не придает блеска.

Читайте так же:
Ручной разбрызгиватель для штукатурки шуба

25.jpg

8. Проверка качества и упаковка

Проверка качества фресок и фотообоев осуществляется на каждом этапе производственного процесса. Перед отправкой заказа покупателю на каждом полотне ставится печать качества. Для защиты от подделок каждая упаковка маркируется индивидуальным номером заказа.

Мы сделали все, чтобы продукция Affresco стала самой качественной и долговечной, сохранив основу древнейшего технологического процесса!

Критская живопись

Критская живопись – это художественные изображения, оставленные художниками острова Крит на стенах зданий (фрески), в росписи сосудов (вазопись).

Критяне рисовали по сырой штукатурке, используя полихромию. Полихромия – многоцветие, смешение красок. В основном использовался белый и красный цвета. Но фасады зданий могли быть покрыты чёрной, охристой и голубой штукатуркой. Внутри зданий стены расписывались красной, белой, чёрной, жёлтой, синей, зелёной красками.

Критская живопись

В живописных произведениях критских мастеров не было установленных канонов. Их работы отличались глубоким сочетанием условностей и реальных изображений жизни человека и природы. Критяне – живописцы создавали «полотна», где находили отражение парадная, праздничная красота и техническое совершенство в прорисовке деталей.

Критские фрески

Сохранившиеся настенные изображения критских мастеров рассказывают об излюбленных образах и тематиках фресковой живописи.

В центре внимания всегда была женщина. Женщина (жрица или богиня) – главное действующее лицо всех праздничных или священных действ. Она изображалась в образе матроны, матери. Женская фигура была наделена большим тяжёлым бюстом, который обнажался в зависимости от производимых священных ритуалов. Женщина была выше ростом, сильнее нарисованного рядом мужчины (паредра).

Критская фреска

Вместе с женской фигурой просматривались изображения юношей, подростков и божественных младенцев, её сыновей. Как правило, нарисованный мужчина был ведомый женщиной, пассивный персонаж.

Главный вход Кносского дворца, Коридор Процессий, украшала роспись, изображающая праздничное мероприятие по случаю встречи нового года. На ней нарисованы мужские фигуры, подносящие богине дары и одежды. В качестве даров юноши несли драгоценные сосуды, специальным подарком была критская юбка-брюки. Богиня – жрица стоя принимала подношения, в руках у неё были атрибуты власти – лабрисы (двойные секиры).

Изображение природы на фресках

Изображённые на фреске гора и дерево могли олицетворять критскую богиню. Это были универсальные символы, каждый из которых нёс определённую смысловую нагрузку. Цветы лилии – образ старой, готовящейся к смерти богини. Деревья, травы, цветы играли в критской росписи огромную роль, являясь выражением чего-то тайного, непостижимого, божественного, неприкосновенного.

Природа изображалась в 2-х формах: естественная, охраняемая богами и культурная, созданная человеком в условиях среды его проживания.

На знаменитой кносской фреске «Собиратель крокусов» нарисованы цветы, которые растут на настоящих холмах и горных склонах. Те же изображения можно увидеть на других росписях: «Синяя птица», «Обезьяна и птица».

Для критских художников природа божественна и священна, потому наполнена особой красотой и величием.

Монументальная крупноформатная живопись — кратко

Монументальная живопись связана с архитектурой. Произведения монументальной живописи можно увидеть на стенах сооружений, на потолках, сводах, фасадах, иногда на полах – т.е. это произведения большого масштаба. Обычно их называют росписями.

Монументальная живопись – декоративное искусство, поэтому её ещё по-другому называют мοнументальнο -деκοративной живοписью.

История

Этот древнейший вид живописи существовал практически во всех мировых культурах. Настенная роспись была развита в Древнем Египте, Месопотамии, в Древней Греции и Древнем Риме.

В период раннего христианства (III-VI вв.) и Средневековья (условно V-XVI вв.) мοнументальная живοпись считалась οдним из ведущих видοв исκусствα. Стены и потолки зданий, а также своды украшались фресками, мозаиками и росписями. Так же украшались и храмы Римской империи, Византии. . Византийские мозаика и фреска, применявшиеся в храмовой живописи, оказали большое влияние на развитие древнерусской монументальной живописи. В искусстве европейского Средневековья широко использовалась витражная техника.

Читайте так же:
Рисунки декоративной штукатурки барашек

В эпоху Возрождения была широко распространена фреска. Художники экспериментировали с различными техниками живописи.

В XVI-XVIII вв. монументальная живопись, особенно итальянская, начинает тяготеть к пышности и декоративности.

В XIX в. настенная живопись несколько потеряла свою привлекательность, но в XX в. пережила новый подъем. В этом большую роль сыграло творчество мексиканских художников Д. Сикейроса, Х. Ороско, Д. Риверы. Мексиканская монументальная живопись получила наименование «мурализм», которое стало синонимом термина «монументальная живопись». Суть этого художественного направления состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории Мексики, жизни народа и его борьбы. Мексиканские художники в монументальной живописи воссоздали искусство ацтеков, майя, в котором главным героем был народ.

Современная монументальная живопись активно развивается. Осваиваются новые техники и материалы. Монументальная живопись используется при реставрации старинных зданий, особняков и других объектов культуры.

Основные формы и техники монументальной живописи

Основными формами монументальной живописи считаются фрески, разные виды мозаики, живописные панно, витражи, майолики и др.

Фреска – это различные виды росписей по штукатурке. Непосредственно фреска это живопись по сырой штукатурке, живопись по сухой штукатурке называют «а секко».

Витраж (от лат. vitrum – стекло) – декоративная композиция из стекла или любого другого пропускающего свет материала. Витраж может вставляться в окно, дверь, а может быть в виде самостоятельного панно. В эпоху Возрождения витраж превратился в живопись на стекле. Широко использовался для украшения готических храмов.

В мозаике изображение составляется из разноцветных кусочков непрозрачного стекла смальты, камня и других материалов. Мозаика – очень древнее искусство, первые её образцы относят к III в. до н. э. Ею украшали стены храмов, дворцов, жилых домов.

В советское время мозаику часто использовали для украшения станций метро, дворцов культуры, спортивных сооружений.

Майолика – изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. Майолика была известна очень давно – ещё в странах Древнего и средневекового Востока. В Европе майолика стала известна с XIV-XVIII вв. Итальянская майолика эпохи Возрождения отличалась особым совершенством.

На Руси майолика известна с XI в., но особый расцвет получила на рубеже XIX-XX вв., когда к ней обратились М. Врубель, В. Васнецов, С. Малютин и др.

Майолика популярна и в наше время, этот вид керамики применяется для украшения стен и перегородок, изготовления посуды и т.д. Плитками из майолики чаще всего оформляют кухонные стены.

Живописные панно предназначались для заполнения свободных участков стены (настенное панно) или потолка (плафон). Выполнялись масляными красками, темперой.

Сграффито – техника изображения, заключающаяся в нанесении на основу (например, кирпичную стену) нескольких слоёв цемента, штукатурки, сырой глины. Затем изображение процарапывается или рисуется краской на стенах и других поверхностях. Эта техника декорирования наружных стен особенно подходит для влажного климата.

Энкаустика – техника живописи красками, замешенными на воске. Краски накладываются и закрепляются при помощи нагревания. В древности в Египте, Греции и Риме эта техника применялась для настенных росписей. Она используется и в наше время.

Для внутренних помещений и наружных росписей требуются разные рецептуры красок. Энкаустические краски можно наносить на твёрдый материал: кирпич, цемент, шифер, а также на более мягкий, например, дерево. Современная энкаустика может быть горячей и холодной. Мастер использует кисти, электрический паяльник и стальные пластинки-лезвия.

Граффити – современная форма уличной живописи. Изображение на стены домов, глухих ограждений и проч. наносится при помощи аэрозольной краски (спрей-арт).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector