Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роспись храмов

Роспись храмов

Живопись в православном храме узнаваема с первого взгляда. Она не похожа на традиционные картины художников, не имеет аналогов и в популярной культуре.

Кажется, это отдельный мир с обратной перспективой и таинственными правилами.

Задача этой статьи — приоткрыть завесу тайны и ответить на распространённые вопросы о храмовой росписи.

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи

Храмовая роспись возникла в христианстве, чтобы донести до неграмотного населения Библейские сюжеты

Храмовая роспись — древний вид искусства. Вряд ли удастся проследить его истоки, ведь возникла она намного раньше христианской традиции. Поэтому сосредоточимся на том, что нам известно наверняка.

Роспись церквей тесно связана с созданием икон, и отчитывать годы её появления можно с творчества первого иконописца — апостола Луки, который, по преданию, написал образ Пресвятой Богородицы.

Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки

Святого Христофора на средневековых фресках изображали с головой собаки

Мастера стали расписывать храмы для того, чтобы сделать Библейские сюжеты доступными широкой публике.

Дело в том, что в средневековье люди в преобладающей массе были безграмотны, так что картинки являлись для них наиболее доступным способом донести информацию.

При этом такого благоговения, как сейчас, перед храмовой живописью не существовало.

Она могла нести ироничный характер, содержать карикатурные сюжеты и узнаваемые для своего времени культурные и фольклорные образы.

Не редки изображения обнажённых тел, гротескных чудовищ, сцен провокационного и непристойного характера.

Это привлекало людей в храмы, но в то же время настенная живопись выполняла главную функцию — образовательную.

На Руси к храмовой живописи изначально относились с благоговением, сейчас ещё формируется современная традиция росписи церквей

На Русь храмовая живопись пришла вместе с христианством, и отношение к ней сразу же сложилось соответствующее — благоговейное.

Иконография и роспись церквей для православного человека — это целая наука, со своими канонами, которые требуется тщательно изучать, а потом кропотливо реализовывать.

Апостол Лука, изобретатель иконописи, как и все евангелисты, изображается на парусах храма

Апостол Лука, изобретатель иконописи, как и все евангелисты, изображается на парусах храма

Сегодняшний православный художник учится своему навыку свыше десяти лет, за которые знакомится с традициями храмовой живописи России и Византии.

Но при этом свой собственный облик православная живопись продолжает формировать, так как она отошла от европейского канона. Так об этом говорит художник Дмитрий Лазарев:

«Что делает художник, расписывающий церковь?

Отражает свое время, опираясь на канон. А канон — это Италия, это Византия.

Передать свое время, опираясь на эту традицию, — основная задача серьезного художника.

Когда есть преемственность поколений, это получается естественно: в эпоху Возрождения итальянцы часто изображали Христа в современных одеждах.

Но если сейчас изобразить Христа в джинсах — не поймут. Потому что порвалась связь времен».

А художник Константин Охотин делится соображениями о возникновении в будущей современной традиции храмовой живописи в православии:

«Думаю, современная традиция еще появится —

это вопрос времени,

но сейчас все началось практически с нуля.

Вылезает много подражаний Византии,

древней русской живописи — Рублеву,

Дионисию, академической живописи XVII — XVIII веков.

В какой-то момент должен произойти синтез всех этих стилей».

Важная отличительная черта православной живописи — её нереалистичность. Даже если есть прижизненные фотографии святого, на образах он мало похож на себя.

Икона стремится не к реализму и не красоте, а к символизму. Это отдельный жанр живописи. Поэтому изображения на ней часто выглядят плоскими, такова дань традиции, ведь акцент в ней на другом.

На куполе храма Христа Спасителя изображена Троица — это соответствует традиции

На куполе храма Христа Спасителя изображена Троица — это соответствует традиции

Обратная перспектива как бы включает наблюдателя, делает его соучастником событий иконы или фрески. Также это подчёркивает, что на изображении — не обычный мир.

Существует деление храмовой живописи на каноническую (возникла около IV века) и боле позднюю академическую (середина XVIII века), которая выглядит более живой и реалистичной, так как ориентирована на работы художников эпохи Возрождения.

Чётких канонов росписи храмов нет, но есть рекомендации о том, каких святых где изображать по традиции

Нет никаких чётких канонов того, что именно и в каком порядке должно быть изображено на стенах храма. Например, если церковь посвящена какому-то святому, то в росписи вполне могут преобладать сцены из его жития.

Но всё же за годы существования православных церквей сформировались некоторые традиции, которые можно наблюдать во многих храмах.

Во-первых, есть несколько подходов к росписи:

  • евхаристический — центр в алтарной зоне;
  • литургический — изображения соответствуют порядку богослужения, либо календарю праздников;
  • иерархический — смысловой центр в куполе;
  • исторический — изображения расположены в хронологическом порядке от сотворения мира.

Во-вторых, в традициях имеется конкретика:

  • на куполе храма изображают Бога-Отца, Троицу, крест, Святой дух, монограмму Христа, Агнца или самого Спасителя;
  • на сводах пишут события двунадесятых праздников;
  • паруса обычно украшают образами евангелистов;
  • в барабане меж окон располагают образы апостолов и пророков;
  • на столпах пишут образы мучеников и святителей;
  • северную и южную стены украшают изображениями апостолов, святителей, мучеников, преподобных, святых отцов и т.д. Обычно их располагают по значимости;
  • на западной стене изображают сцены Страшного суда;
  • притвор украшают образы эдемского сада и ветхозаветных событий;
  • на стенах принято писать сюжеты из Священного Писания;
  • снаружи храма обычно есть несколько изображений в нишах: святой, в честь которого построен храм, Богородица, Иисус Христос;
  • над входом в храм может быть изображение Спаса Нерукотворного.

Роспись храмов и икон, по канону, могут выполнять только верующие и благочестивые христиане, но на практике это не так

Роспись икон и храмов — это труд, который некоторые православные деятели сравнивают с молитвой. Монахиня Иулиания (Соколова) писала об этом так:

«Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву.

Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего.

Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве.

Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

В свете этого очевидно, что человек, который принадлежит к другой вере, либо атеист не может выполнять роспись церкви. Конечно, икона — это не реликвия, но всё же объект почитания, своего рода святыня. Пусть это и художественное произведение. Но в нём присутствуют и иные стороны:

  • догматическая;
  • литургическая;
  • духовная;
  • нравственная.

Соответственно, через икону к молящемуся направляется благодать Божия. Это дверь, которую открывает образ верующего. Чем выше нравственные и духовные качества иконописца, тем большую одухотворённость приобретают его работы.

Читайте так же:
Смеси сухие цементные штукатур

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя (г. Сочи)

Роспись Храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя (г. Сочи)

Поэтому издревле на роль иконописцев избирали на абы кого, а благочестивых верующих.

Церковные авторы и Стоглавый Собор приводят требования к иконописцам:

  • вести духовную жизнь;
  • иметь благие нравы;
  • отличаться смирением и кротостью;
  • не быть сварливыми;
  • не завидовать;
  • не пить спиртное;
  • не празднословить;
  • хранить душевную и телесную чистоту;
  • не прелюбодействовать;
  • писать образы с особым усердием.

Царям же рекомендовалось жаловать таких мастеров, а святителям беречь их.

Это требования православной Церкви. В католичестве иные традиции. Там, например, росписью мог заняться любой мастер, а его личные качества и религиозные достижения при этом не важны.

Однако стоит отличать традицию от реальности. Художник Константин Охотин говорит:

«Никто у нас документа о том,

что мы православные,

не требует.

Но я думаю, во все,

что бы ты ни делал,

надо верить.

Если не верить — не получится».

В мастерских Троице-Сергиевой лавры, Православной Свято-Тихоновсоком гуманитарном университете и пр. учат на иконописцев.

Современные храмы обычно расписывают двумя видами красок: акрилом внутри и силикатом снаружи

В Древней Руси роспись храмов выполняли при помощи водных красок. Для них требовалась сырая поверхность, роль которой выполняла штукатурка. Сама по себе работа такого плана требовала дополнительной обработки для наилучшего результата.

Для этого применяли темперные краски. Темпера требовала связующего материала, которым выступал желток или другие клейкие субстанции.

Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде

Процесс росписи храма Христа Спасителя в Калининграде

Сейчас фрески делают, но редко.

Художник Дмитрий Лазарев так рассказывает об этой работе:

«Чтобы расписать стену фреской, накладывается два-три слоя специальной извести и потом пишется за день какой-то один узелочек, назавтра к нему привязывается следующий или даже половина.

Швы делают по границам фигур, чтобы было не видно.

А потом стена уже ничего не принимает.

Я видел старые итальянские фрески, где шов шел по границе кисти руки — на эту кисть мастеру потребовался день работы».

В последствие темпера уступила место двум более удобным краскам:

  • акриловым;
  • силикатным.

Акриловые краски — используют в качестве растворителя обычную воду и содержат в себе небольшой её процент. Их можно нанести практически на любую поверхность, если та не портится от воды.

При этом на акриле не возникает кракелюра (трещин), как это бывает с более привередливым маслом. Акрил быстро высыхает, так что не нужно делать долгие паузы для высыхания слоёв.

Но это может стать и проблемой, если художнику требуется материал с большим «временем жизни». Для решения этой проблемы изобретены замедлители высыхании.

Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области

Роспись трапезной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Братовщине Пушкинского района Московской области

Единственный недостаток акриловой краски — то, что она чуть тускнеет после высыхания, так что художникам в идеале нужно приноровиться писать чуть ярче, чем задумано в работе.

Также акриловая краска может давать блеск, а храмовая роспись должна хорошо смотреться с любых ракурсов и расстояний. Но и тут есть решение — специальный матовый лак.

Акриловые краски отлично сохраняются многие годы.

Силикатные краски создают на базе жидкого калиевого стекла. Они также растворяются водой. Их устойчивость к внешним условиям позволяет вести роспись православного храма снаружи, то есть, на фасаде.

Силикат глубоко проникает в расписываемые поверхности и создаёт «эффект времени», который в большинстве случаев удачно украшает храм. Результат очень напоминает роспись темперой.

Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)

Снаружи роспись ограничивается парой икон, её выполняют силикатной краской (храм святителя Спиридона Тримифунтского, г. Кемерово)

Для лучшей сохранности работы, выпиленные силикатной краской, можно покрыть матовым лаком.

И те и другие краски не токсичны.

Что касается иконописи, то в ней обычно используют природные минералы. Пигменты растирают с яичным желтком и винным уксусом. Это техника XII века.

Церковный орнамент — сложный язык символов, он чаще всего иллюстрирует рай

Важный украшение храма — церковный орнамент (православия, католицизма или иных традиций, унаследовавших его от древней христианской Церкви).

Это не просто украшение, а язык символов.

Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Орнамент церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Нельзя со стопроцентной точностью утверждать, что за смысл вкладывали в орнаменты наши предки. В глубокой древности важную роль играли растения, так как они символизировали достаток, благополучие, жизнь.

Со временем значение менялось и приобретало иные сакральные смыслы.

Каждый стебель способен иллюстрировать какую-либо идею. Например, колосок пшеницы — это хлеб, намёк на евхаристию. Виноградная лоза — указание народ Божий, Церковь:

  • крест — символ искупления;
  • густая растительность — райские кущи;
  • птица — душа;
  • монастырь — рай;
  • звёзды имеют множество значений в зависимости от количества лучей;
  • якорь — надежда.

И т.д. Так храм может представлять собой модель обещанной верующему райской жизни.

В православии распространён орнамент полотенец на стенах, он тянется над уровнем пола. Он как бы обрисовывает границы храма и несёт на себе священные изображения.

Роспись стен церкви

Художественная роспись стен в церквях давно стала особым сакральным видом искусства. Оно отличается от других степенью ответственности, которую требует от мастеров. Множество людей ежедневно посещают церкви еще и для того, чтобы полюбоваться красотой, открывающейся взгляду именно в этом месте.

Требования к живописцам храмов

Мастера художественной росписи данного вида специально обучаются этому делу в учебных заведениях. Бывают и самородки, чьи работы можно часто увидеть в церквях провинции. Но при этом требуется точность, потому что сюжеты, описанные на церковных стенах, должны соответствовать православным канонам и правилам. Реалистичность живописных эффектов здесь приветствуется.

В идеале необходимо добиться того, чтобы святые на рисунках воспринимались людьми, как живые. А каждый прихожанин словно бы на время своего присутствия в церкви становился очевидцем библейских событий. Поэтому художникам необходимо тщательно изучить священное писание, и только потом браться за работу.

История церковной росписи

В древности старорусские художники брали за основу своей работы византийскую технику исполнения фресок. На стену наносилась штукатурка, которая позволяла рисовать по сырому в течение определенного количества дней. Раствором покрывали всю стену, а потом уже расписывали ее.

В XVI столетии живописец Нектарий, приглашенный из Греции, писал, что не нужно оставлять грунт даже на время обеденного перерыва. Его следовало промывать водой для того, чтобы избежать разрушительного влияния гидрата окиси кальция. Связующим элементом был желток яйца или клей из растений.

Читайте так же:
Ручная машинка для затирки штукатурки

В древние времена храмы расписывали весной и летом, начиная с мая, заканчивая сентябрем. По грунту мастера делали разметки горизонтально и вертикально, чтобы уточнить месторасположение намеченного рисунка. Брали в работу площадь от 6 до 9 кв. м., так как именно она была максимально удобной для разрисовывания.

Современная роспись в церквях

Сегодня достаточно трудно найти краску для художественной росписи стен в церквях, которая была бы создана по старинным технологиям. Поэтому некоторые мастера делают ее самостоятельно. Технология ее воссоздания при этом следующая: к чистому пигменту примешивается известковая вода. На ее основе ранее делали левкас.

Старорусские художники в качестве пигментов использовали полудрагоценные камни, такие, как зеленый малахит и синий лазурит. Их специально доставляли геологи. Вначале камни растирали машинным путем, затем доводили пигмент до совершенства вручную. Современные мастера пользуются химическим красным кадмием для достижения рубинового оттенка. Может применяться красная земля, а также пигмент растений под названием мумия. В отдельных случаях берут желтую краску из Индии, которая добывается из слоновьей мочи.

Психологический аспект

Задача церковной росписи в том, чтобы создать у прихожан ощущение умиротворенности и покоя. Поэтому настроение художников во время работы также влияет на то, каким в итоге получится результат. Люди, любящие свою работу, всегда смогут донести до почитателей живописи уникальный посыл. Получить благословение на художественную роспись стен в церквях может не каждый, но это огромная ответственность. И художник должен непременно осознать ее, прежде чем начинать трудиться.

Каждый проект представляет собой уникальную работу с авторской трактовкой. Учитываются архитектура храма, как внешняя, так и внутренняя, традиционные приемы росписи и индивидуальные решения для каждой церкви.

Художественной росписью храмовых стен можно любоваться бесконечно. Она помогает узнать для себя новые и лучше изучить знакомые библейские сюжеты. Поэтому следует ознакомиться с данным поистине уникальным видом живописи. И конечно, же обратившись а нашу компанию за помощью, вы можете быть уверены, что наши специалисты сотворят чудо и сделают художественную роспись на стенах в любой церкви. Эти необычайные работы способны будут покорить каждого.

ФРЕСКА

фреска ж. 1) Живопись по сырой штукатурке водяными красками. 2) Произведение, выполненное в такой технике.

ФРЕСКА

фреска ж. иск.fresco

ФРЕСКА

фреска буон фреско, картина, роспись Словарь русских синонимов. фреска сущ., кол-во синонимов: 3 • буон фреско (1) • картина (55) • роспись (19) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: буон фреско, картина, роспись. смотреть

ФРЕСКА

ФРЕСКА (от итал- fresco, букв.- свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, к-рая при высыхании . смотреть

ФРЕСКА

Живопись водорастворимыми красками по влажной штукатурке.Ист.: Плужников, 1995• • •1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. смотреть

ФРЕСКА

Фреска (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая пр. смотреть

ФРЕСКА

(от итал. fresco) — монумент, живопись по свежей, сырой штукатурке красками довольно сдержанной палитры (земляные пигменты, кобальты и пр.) с использованием в кач-ве связующего воды или вод. раствора извести. В соединении с веществом штукатурки (стены или потолка) образуется тонкий, практически вечный красочный слой, хотя при высыхании краски бледнеют. Техника Ф. не допускает исправлений в процессе работы, они могут вноситься лишь впоследствии темперой. Ф. выполняется по частям, с использованием картонов для отд. частей композиции. Произв., выполненные в этой технике, известны еще в эгейском иск-ве (2 тысячелетие до н. э.), получили развитие в антич. культуре (сохранились Ф. интерьеров в Помпеях), затем в иск-ве Византии, Болгарии, Сербии, Грузии, Италии и др. В Италии 16 в. получила распространение техника "буон фреско" — без поправок темперой. Традиции Ф. были продолжены в росписях 17-18 вв., в 19 в. — в герм. назарейской школе, в иск-ве модерна, в 20 в. — в мексиканской монумент, живописи и др. <p Др. Руси Ф. появились с кон. 10 в., применялись до 12-13 вв. и возродились в 14 в. (фрагмент Ф. Десятинной ц., затем Ф. Софии Киевской, Софии Новгородской, Спасо-Мирожского мон., Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, соборов Моск. Кремля и т. д.). В оформлении др.-рус. храмов первенствующее место получила именно Ф., а не мозаика (иск-во к-рой с монгольским нашествием вообще утрачено). В кон. 18 — нач. 19 в. во дворце в Павловске были исполнены три Ф. в интерьерах и знаменитые иллюзорные фресковые перспективные росписи П. Гонзаго на фасадах. Традиции фресковой живописи возрождаются с кон. 19 в., она широко используется в иск-ве модерна (В. Васнецов, А. Прахов, М. Врубель — Владимирская ц. в Киеве), в монумент, иск-ве 20 в. (В. Фаворский, Л. Бруни, Н. Чернышев и др.). </p><p Ф. называют не только технику al fresco — роспись по сырой штукатурке, но и a secco — по сухой штукатурке; часто расширит, это наименование применяют и для др. техник росписи по штукатурке и стенных росписей вообще. </p><p Чернышев И. М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1954; Лазарев В. И. Древнерусские мозаики и фрески XI-XVI вв. М., 1973.</p>. смотреть

ФРЕСКА

фре́ска , фресковая живопись ( ит. fresco свежий) роспись стен водяными красками по сырой штукатурке; произведение, выполненное в этой технике; в широ. смотреть

ФРЕСКА

ФРЕ́СКА, и, ж.1. Картина, написана фарбами (водяними або на вапняному молоці) по свіжій вогкій штукатурці.Найстаршим і найцікавішим пам'ятником побуту . смотреть

ФРЕСКА

ФРЕСКА и, ж. fresque f. , &GT; нем. Fresco &LT;ит. al fresco. 1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. БАС-1. 20-го сего месяца &. смотреть

ФРЕСКА

Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминовнастенная живопись, выполненная вод. смотреть

ФРЕСКА

(ит. fresco — свежий, сырой) — техника стенной росписи водорастворимыми красками по сырой (аффреско) или сухой (а сакко) штукатурке. Фреской также называют произведения, выполненные в этой технике. Основное связующее вещество фрески — известь. Поэтому для нее годны краски, не всту-пающие в соединения с известью. Обычно применя-ются земляные натуральные краски сдержанных тонов. При письме приходится учитывать, что при высыхании краски бледнеют. Техника чистой фрески очень сложна, потому что грунт быстро высыхает. Поэтому часто фрески исполняются по частям, изза этого меж-ду частями видны соединительные швыграницы. Очень часто роспись фрески дополняется и исправля-ется с помощью темперы. Фреска была распространена уже в крито-микенском искусстве (II тыс. до н.э.), использовалась в античности, на Востоке. Там роспись аффреско заканчивалась с помощью темперы. Те же приемы использовались и в средневековом искусстве Западной Европы, Византии, Древней Руси. В эпоху Возрождения большое распространение получила техника аффреско без применения темперы. Фрески использовались и в последующие эпохи, причем сегодня это понятие рас-ширилось, и теперь нередко фреской называют любую стенную роспись, выполненную в любой технике. смотреть

Читайте так же:
Сколько хранится гипсовая штукатурка

ФРЕСКА

техника живописи красками на извести в кач-ве связующего материала, по сырой, свежеположенной штукатурке. В антич. эпоху, особенно в росписях внутр. смотреть

ФРЕСКА

-и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж. 1.Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку.2.Произведение, выполненное в так. смотреть

ФРЕСКА

Фреска — настенная живопись, выполненная водяными красками по свеженанесённому штукатурному слою (Болгарский язык; Български) — фреска (Чешский язык;. смотреть

ФРЕСКА

Фреска (итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Большой толковый сло. смотреть

ФРЕСКА

1) Орфографическая запись слова: фреска2) Ударение в слове: фр`еска3) Деление слова на слоги (перенос слова): фреска4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

ФРЕСКА

-и, ж. 1) Картина, написана фарбами (водяними або на вапняному молоці) по свіжій вогкій штукатурці. 2) Живопис фарбами (водяними або на вапняному моло. смотреть

ФРЕСКА

(а фреско, аль фреско, альфреско) Живопись водорастворимыми красками по влажной штукатурке. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников. смотреть

ФРЕСКА

(італ. — свіжий) Живопис фарбами на вапняній або чистій воді по сирому тиньку (альфреско), а також по сухій штукатурці (альсекко). Техніка Ф. відома з найдавніших часів, в середньовічний період переважно виконувалися у культових спорудах у вигляді монументальних композицій. Має місце: фреска буон — "чиста" фреска, без вживання темперних фарб. Поширилась в Італії з XVI ст. смотреть

ФРЕСКА

корень — ФРЕСК; окончание — А; Основа слова: ФРЕСКВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ФРЕСК; ⏰ — А; Слово Фреска содерж. смотреть

ФРЕСКА

ж. иск.fresque fдревнерусские фрески — fresques de l'ancienne RussieСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

техника живописи, при которой краска наносится на влажную (итал. fresko) штукатурку стены, в противоположность секко, когда краски наносятся на. смотреть

ФРЕСКА

ж иск. Freske f, Fresko n, pl -ken, Freskogemälde nСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

техника живописи, при к-рой краска наносится на влажную штукатурку стены, в противоположность секко, когда краски наносятся на сухую стену. Те. смотреть

ФРЕСКА

Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где fresco «фреска» &LT; fresco «сырая, непросохшая». Фреска названа так потому, что представляет собой картину. смотреть

ФРЕСКА

fresk* * * ж, иск. freskСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

-и, ж. 1》 Картина, написана фарбами (водяними або на вапняному молоці) по свіжій вогкій штукатурці.2》 Живопис фарбами (водяними або на вапняному моло. смотреть

ФРЕСКА

freskó* * * ж; иск freskóСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

(от итал. fresco, букв. — свежий) — 1) тематич. или орнаментально-декоративная роспись, выполн. водяными красками по сырой штукатурке. Техника Ф. приме. смотреть

ФРЕСКА

фрескаפרֶסקוֹ ז'* * *כותליפרסקוציור קירСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

ж. иск. fresque f древнерусские фрески — fresques de l'ancienne Russie

ФРЕСКА

(1 ж); мн. фре/ски, Р. фре/сокСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.Синонимы: буон фре. смотреть

ФРЕСКА

Фре́ска. Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где fresco «фреска» < fresco «сырая, непросохшая». Фреска названа так потому, что представляет собой к. смотреть

ФРЕСКА

фре́ска, фре́ски, фре́ски, фре́сок, фре́ске, фре́скам, фре́ску, фре́ски, фре́ской, фре́скою, фре́сками, фре́ске, фре́сках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: буон фреско, картина, роспись. смотреть

ФРЕСКА

фр'еска, -и, род. п. мн. ч. -сокСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

ж жив fresco mСинонимы: буон фреско, картина, роспись

ФРЕСКА

Rzeczownik фреска f fresk m

ФРЕСКА

фреска, фр′еска, -и, ж.1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески.2. Вид живописи настенная роспись.при. смотреть

ФРЕСКА

фре́ска (італ. fresco, букв. – свіжий) 1. Живописний твір, виконаний водяними фарбами на свіжій вогкій штукатурці. 2. Спосіб живопису, що грунтується на застосуванні водяних фарб, які наносять на вогку штукатурку. смотреть

ФРЕСКА

фреска; ж. (іт., букв. — свіжий) 1. Живописний твір, виконаний водяними фарбами на свіжій вогкій штукатурці. 2. Спосіб живопису, що грунтується на застосуванні водяних фарб, які наносять на вогку штукатурку. смотреть

ФРЕСКА

фреска фресковая живопись [< ит. fresco свежий] — роспись стен водяными красками по сырой штукатурке; произведение, выполненное в этой технике; в широк. смотреть

Почувствовать каждого святого

Церковные художники – о росписи собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Крови, что на Лубянке

Близится к завершению строительство в московском Сретенском монастыре собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Крови, что на Лубянке. О том, как идет роспись собора, в чем особенности труда церковного живописца в XXI веке, насколько его работа связана с работой души, мы беседуем с Дарьей Шабалиной и Михаилом Леонтьевым, возглавляющими работы по росписи интерьера собора.

Фото: Анатолий ГоряиновФото: Анатолий Горяинов

«Личный разговор» с каждым из святых

– Расскажите, пожалуйста, каков был ваш путь к работе над собором?

Михаил: Епископа Тихона (Шевкунова) мы знаем уже много лет, работали с ним, в частности, над проектом оформления семинарии – писали основную фреску – «Христос и ученики», сочиненную самим владыкой, а также оформляли некоторые помещения и этажи. На этом же проекте познакомились и с Дмитрием Смирновым, дизайнером и архитектором будущего храма.

– У вас выработался какой-то определенный стиль?

Михаил: Стиль работы вырабатывается постепенно. Саму идею, программу и систему росписи мы проживаем вместе с владыкой – конкретно над этим проектом работаем уже второй год. Это авторская работа, в первую очередь самого владыки, его детище, мы же – в какой-то степени соавторы, в какой-то исполнители, – прислушиваясь к нему, воплощаем его идеи своими профессиональными возможностями.

– Насколько допустима авторская импровизация, авторское видение в иконописи, в росписи храма?

Читайте так же:
Рокдекор декоративная штукатурка короед

Михаил: В первую очередь это авторская работа, но здесь нет отхода от канона. А творчески – можно импровизировать. Импровизация может выражаться в подборе цветов, в каких-то новых формах, в композиции: не отходя от канона, можно привносить что-то свое.

Фото: Анатолий Горяинов Фото: Анатолий Горяинов

– На какой традиции вы основываетесь?

Михаил: Мы работаем в лучших традициях византийского и древнерусского искусства, под впечатлением от монументальных произведений мастеров раннего Возрождения и Средневековья. Все, что нам нравилось всегда, мы пропускаем через себя и вносим в интерьеры этого храма.

– Храм посвящен новомученикам. Существуют сегодня свои традиции, связанные с иконописными образами новомучеников?

Михаил: Пока никаких традиций, насколько я знаю, нет. Думаю, они только закладываются.

– Как вы готовитесь к написанию ликов именно новомучеников, исповедников?

Михаил: Конечно, нам надо вникнуть в их жизнь, прежде чем писать их лики; надо прочувствовать каждого святого, чтобы передать его образ как можно точнее. Причем нужно передать его одновременно фотографически точно и вместе с тем – отстраненно. Ведь это не просто фотография, а преображенный образ. Другими словами, задача – одновременно сохранить максимальное сходство и показать, что святой – в некоем отстранении от мира земного.

Лик можно написать буквально за час, а можно работать над ним и все два года – это творческий процесс, он может не пойти.

Фото: Анатолий Горяинов Фото: Анатолий Горяинов

– Вы можете выделить кого-то из святых, чья история вас особенно трогает? Или каждый становится близким и родным?

Михаил: Кого-то из новомучеников я не могу выделить. Мы, как художники, работаем и с историями их жизни, и с внешним обликом. Бывают очень выразительные лица, которые позволяют довольно быстро найти образ. Но это уже техническая сторона работы. Всякий раз, когда мы садимся и пишем лики, у нас получается некий личный разговор с каждым из новомучеников. Они становятся нам родными – практически как наши родственники. Ведь их надо прочувствовать, понять, что они испытывали в момент, когда шли на смерть с полным осознанием того, куда и ради чего они идут. Вот как это можно отразить в каждом лике? Как понять, что вообще происходит с человеком, когда он идет на это? Как это можно пропустить через себя, прочувствовать, чтобы потом в образе отразилось это ощущение? Вот наша основная задача, и ее надо выполнить, сосредоточившись даже в этом шуме и гаме окружающей нас стройки.

О технологии

– С чего начинается для художника работа над росписью храма?

Михаил: Сначала готовится эскизный проект, концепция – «сценарий», если говорить в терминах кинематографа. Владыка, со своей стороны, предлагает богословскую идею, наша задача – эту идею воплотить в образ: в красках, в композициях, в линиях, в ликах. Эскиз – это как ноты большого произведения: вот написали ноты, и хор по ним поет. Но написать их – это отдельная огромная работа. Так и с эскизным проектом. Сейчас же наша задача – «спеть по нотам», всё это как следует изобразить в конкретном архитектурном пространстве.

Над храмом Новомучеников и Исповедников Российских мы работаем второй год. Эскизный проект готовился около полутора лет. И мы с владыкой проживаем его – не могу подобрать другого слова – до сих пор.

– Всем известно со школы, что фреска – это роспись водяными красками по сырой штукатурке. Но время идет, технологии совершенствуются. Как сегодня с технологической стороны расписывается храм?

Михаил: Поверхность покрывается специальной штукатуркой. Мы разработали свой состав штукатурки, она фактурная, чем-то похожа на мозаику. Такой прием мы придумали сами, в храмах в таком масштабе он не встречается. Я думаю, он оправдает наши надежды. В этом как раз отличие работы иконописца XXI века: мы внедряем технологии в свои творческие замыслы. Я сам раньше работал на телевидении, до этого – в кино и в театре, прежде чем перейти в монументальную живопись и в иконопись, чем и занимаюсь последние лет 25, поэтому стараюсь все эти навыки каким-то образом привнести сюда, в храмовое искусство.

– А какие технологии помогают надолго сохранить роспись?

Михаил: Современные технологии, позволяющие сохранять роспись, – это высокотехнологичные краски, которые разработаны в Германии или Австрии. Есть технологи, которые специально для храмов, для создания современной росписи разрабатывают материалы. Сверху роспись покрывается защитным лаком.

– Насколько время накладывает отпечаток на вашу работу: сейчас – труднее, чем, скажем, 20 лет назад?

Михаил: В XX веке, который мы застали, работали чуть спокойнее. Сейчас – чем дальше, тем быстрее бежит время. Сроки всё меньше, всё меньше возможности для какого-то глубокого размышления в процессе самой работы. Надо делать всё очень быстро и качественно. Но, конечно, для молитвы всегда остается время. Молитва сопровождает сам процесс работы наверху, на лесах, без нее труд иконописца невозможен.

– Чем отличается работа над иконой от работы над фреской?

Михаил: Икона и фреска – это, по сути своей, одно и то же. Масштаб разный, в случае иконы он более камерный. Когда сидишь в мастерской и пишешь икону, проще сосредоточиться, проще вникнуть в то, что делаешь. А в монументальной живописи, которой мы сейчас занимаемся, всё связано с масштабами, со строительством. Надо делать свою работу быстро, точно, правильно. Это требует больших усилий, хорошего здоровья. Так что разница – только в этом. Например, здесь, в храме, возможности для сосредоточения очень мало, потому что параллельно с росписью идет стройка. Всё, что мы делаем, получается по воле Божией, каким-то чудесным образом, я бы даже сказал.

Дарья: Человеку творческому, иконописцу, сосредоточиться в такой стройке практически невозможно. Приходится смиряться и пытаться в этих условиях работать.

«Тактика» и «стратегия» росписи

– Расскажите, пожалуйста, о команде: сколько в ней человек, как подбираются художники для росписи собора?

Михаил: Росписью занимаются порядка 30 художников. Мы подбираем людей, исходя из здравого смысла: каждый художник ставится на ту работу, которую он делает лучше всего. Как в оркестре, каждый исполняет свою партию, наша задача – дирижировать, чтобы благодаря общим усилиям всё собрать воедино. А мозаику и иконостас создают другие мастера. Чтобы сохранялся единый стиль, мы все встречаемся на совещаниях.

Так что каждое утро – как в бой идем. Нужно понимать, какого мастера куда направить, потом самому залезть на леса, приняться за работу в этом шуме, в пыли, где рядом сварка, а сверху что-то падает. Это целая огромная работа, где есть своя стратегия, своя тактика, как в настоящем бою.

Читайте так же:
Римская декоративная штукатурка своими руками

– Вы упомянули мозаику: она тоже будет в соборе?

Михаил: Мозаичные иконы будут на фасаде храма Новомучеников, мозаика будет использоваться в нижнем храме, в оформлении купели – мы делали эскиз, по которому сейчас работают мастера в Санкт- Петербурге. Вообще мозаика – техника очень дорогая, сложная, требующая больших временных затрат.

– В каких цветах будет расписан храм?

Михаил: В росписи есть и золото, и серебро, а цвета все традиционные. Храм очень большой – почти 6 тысяч квадратных метров, есть еще нижний, крестильный храм, с купелью для взрослых. И они будут расписаны по-разному.

– Роспись нового храма как-то коррелирует с той, что есть в старом храме – Сретения Владимирской иконы Божией Матери, или это два с художественной точки зрения не связанных между собой пространства?

Михаил: Мы участвовали в реставрации старого храма Сретенского монастыря. Он для нас – родной, там множество красивых композиций и образов, которые нам близки. Я думаю, та работа по реставрации как-то естественным путем повлияла и на то, что мы делаем сейчас в новом храме. Мы были и внутренне готовы к этой работе.

– Когда планируется завершить роспись собора?

Михаил: Планируется завершить роспись к Новому 2017 году. Пока нет иконостаса, нет киотов, пол закрыт пленкой, стоят леса, нет должного освещения – такого, какое должно быть в храме… Только по 3D-модели, созданной совместно с Дмитрием Смирновым, мы можем узнать, каким же будет храм.

Работа как постоянное размышление

– Расскажите, пожалуйста, о ваших учителях, о вашем пути к храмовой живописи.

Михаил: Своими учителями я считаю Татьяну Николаевну Кудрявцеву, архитектора и реставратора, и отца Гурия (Федорова), ныне епископа Арсеньевского и Дальнегорского. Много лет назад они помогли мне понять, чем мне лучше заниматься в жизни. По первому образованию я художник кино и телевидения и еще – художник-декоратор, художник-оформитель, учился во ВГИКе чуть попозже, чем владыка Тихон, хотя мы там тоже пересекались. Иконописи учился сам, поскольку было большое желание этим заниматься.

Дарья: Мои родители – художники-монументалисты. Я с детства занимаюсь живописью, и главным моим учителем был мой отец, учил меня рисунку, композиции. После окончания Суриковской школы занималась реставрацией икон в Даниловском монастыре. Потом сама начала писать иконы. Очень хотелось заниматься всем, что связано с храмом: иконописью, реставрацией, росписью. Потом училась в Богословском институте в Париже. В церкви я с детства и владыку Тихона знаю давно. Моя мама познакомилась с ним, когда он был еще Георгием, послушником в Псково-Печерском монастыре. Мама до сих пор работает в Сретенском монастыре. Я занималась иллюстрацией, а параллельно писала иконы, а уже более 20 лет расписываю и реставрирую храмы. Являюсь членом Союза художников, его монументальной секции. Только этим и занимаюсь всю жизнь.

Для меня епископ Тихон – человек, который задает духовное направление в моей жизни. Поэтому и я тут. И считаю работу над росписью храма своего рода послушанием.

Мне нравится, что в процессе работы многое меняется, нет какого-то застоя, закоренелости, всё время есть движение – в этом есть свобода, но вместе с тем нет расхлябанности. Не «делаю, что хочу», но – расширяю горизонты. Всё время нужно что-то новое изобретать, все время нужно учиться. Я считаю, что это здорово.

– Бывают у иконописца моменты, когда он явно ощущает Божие вмешательство, Божию помощь?

Дарья: Действительно, был подобный, очень яркий момент, когда я работала над росписью храма в Сарове: время будто остановилось, и мы за день успевали делать гораздо больше, чем задумывали. В итоге всю роспись закончили за 72 дня – 1,5 тысячи квадратных метров или даже больше! Даже Патриарх очень удивился. Расписали и притвор, и вход – всё успели. Какой-то подъем духовный был, но такого больше не повторялось. Это был исключительный момент в жизни. Здесь – совсем другое ощущение: роспись дается гораздо тяжелее. Каждый день не знаешь, что будет, – всё меняется, постоянно идет стройка. Сейчас в храме даже холодней, чем на улице. Что делать? Оделись потеплее и работаем, никто не ноет. Собственно говоря, для нас это ведь тоже повод для смирения, терпения. По-другому я к этому даже не отношусь. Физически – тяжело, конечно. Но работа над храмом не может быть простой.

– Насколько труд храмового художника требователен, насколько связан с работой души?

Михаил: Те, кто с нами работает, кто пишет лики, – люди верующие, а как иначе человек сможет передать взгляд святого, его состояние, если даже приблизительно не понимает, что это такое? Это, конечно, требует внутренней работы, но, безусловно, внутренняя работа не подменяет таланта. Верующий человек – не обязательно человек талантливый, и наоборот.

Дарья: Мне кажется, наша работа – как образ жизни: это постоянное размышление. У людей, которые занимаются не только искусством, а работают в храмах, идет постоянный процесс размышления по поводу разных вопросов нашей жизни. Не то чтобы ты пришел, помолился и сел работать – размышление всё время происходит, ты живешь этим, работа неотрывна от жизни. Если не будешь вкладывать душу в нее, это сразу будет видно, отразится на результате – роспись будет «плоская».

В такой работе всё бывает, как в жизни: бывает, вы приходите в храм и чувствуете, что словно поднимаетесь над землей, так легко молиться, всё ощущать, а в другой день – вы стоите и не можете сосредоточиться. Здесь – то же самое, как мне кажется. Но работать надо каждый день, надо уметь себя настроить. Ведь и на службе, бывает, вы стоите и боретесь: вам в голову лезут всякие мысли. Что вы делаете? Начинаете читать Иисусову молитву. И в работе иконописца, церковного художника происходит абсолютно то же самое. Просто вы в этот момент молитесь, а мы – начинаем работать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector