Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роспись по сырой штукатурке стены храма

Роспись по сырой штукатурке стены храма

«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма» — Виктор Михайлович Васнецов.

Совсем недавно была закончена роспись Свято — Успенского храма. Этого события ждали много лет. Прихожане переживали, когда же работа продолжится, молились о художниках. И вот теперь на их глазах росписи были завершены. Для многих людей это была уникальная возможность наблюдать работу художника-монументалиста, видеть, как рождается, уточняется и обретает законченные черты образ. Возможно, для кого-то это созерцание труда иконописца в непосредственном соседстве, когда буквально на глазах рождалась стенопись, станут толчком к выбору профессии. В любом случае, впечатления от увиденного останутся на всю жизнь.

Работа над созданием внутреннего убранства началась около 15 лет назад. Тогда художник Сергей Петров занимался росписью иконостаса. А уже потом мастера приступили к настенной росписи.

— Почему так долго продолжались работы? — спрашиваю у Сергея, руководителя всего проекта.

— Дело в том, что мы работаем сразу в нескольких храмах не только в России, но и в Белоруссии. Да и работы останавливаются по разным причинам. То финансирование заканчивается, то срочно просят приехать на другой объект. Конечно, нужно проводить хоть сколько-то времени дома.

В наш город мастер приезжает из Белоруссии. А работает по благословению архиепископа Витебского и Оршанского в России от Москвы до Калининграда, в храмах Белоруссии. Росписью и иконописью Петров занимается уже более двадцать лет.

— Первое мое образование мирское. После окончания учебы работал в Минске учителем рисования. Придя к Богу, задумался, что я могу сделать в своей жизни. И для меня вполне естественным стало желание посвятить себя написанию икон и стенописи. Но для начала нужно было выучиться этому ремеслу. Обучался у московского иконописца Владимира Седельникова. В качестве ученика принимал участие в росписи Тушинского храма в Москве. Учился писать образы. Изначально я работал как пейзажист. Пришлось изучать историю православной иконописи, знакомиться с работами мастеров этого жанра, и, конечно же, много работал.

— Расскажите, чем отличается роспись нашего храма от росписи других храмов?

— Стиль, в котором мы работали самый традиционный для православного храма. Именно он используется для росписи стен в 16-17 веках. Правда, сюжеты были выбраны не самые распространенные в наши дни. Некоторые, например, «Сотворение мира», я пишу впервые. Другие, выбранные для Свято-Успенского храма, тоже встречаются очень редко.

— Вы всегда сами решаете, какие сюжеты будут изображены, или это решают заказчики?

— Чаще всего именно заказчики предлагают свои варианты. Я могу только что-то посоветовать, предложить более удачный, на мой взгляд, вариант. Так случилось и здесь. Стоит заметить, что было интересно работать именно с этими сюжетами, которые мне еще не доводилось писать.

— А чем современная фресковая живопись отличается от древнерусской?

— В древности расписывали стены пигментом, разведенным на воде, без связующего, по сырой штукатурке. Тогда сама штукатурка и является связующим, т. е. она впитывала в себя определенные пигменты и окрашивалась. Этим достигалась большая долговечность, краска не отшелушивалась от основы; впитавшись внутрь грунта части стены, она составляла с ним единое целое. Также использовались клеи растительного или животного происхождения. Например – яичный желток. В нем растворяли натуральные природные красители, и смесь использовалась как краска. Сейчас такие краски используются только для написания икон.

Нынешним художникам приходится работать, как правило, не по кирпично-известковой кладке стены, или по камню с известью, как это было в древности, а по бетону с большим содержанием цемента. Это очень затрудняет использование классической фресковой техники, т. к. у бетона совершенно отличные от кирпича и камня физико-химические свойства. Как следствие — особое взаимодействие с грунтом и с красками. Для росписи по бетонным стенам были изобретены на рубеже XIX-XX вв. силикатные краски, а несколько позже — акриловые. В своей работе мы использовали силикатные краски очень хорошего качества.

Эти краски достаточно прочно сцепляются со стеной, позволяют работать довольно долго, наносить много слоев краски друг на друга, а после высыхания можно промывать изображения водой, не нанося росписи повреждений. Эта техника, конечно, не дотягивает до классической фрески по тонкости неуловимых красочных переходов, но при реставрационных вмешательствах у неё есть очевидные преимущества перед темперной (классической) росписью.

Это основное отличие современной росписи от древней в области технологии, но ещё существует другое. Нам сейчас приходится лишь осваивать ту иконографическую, богословскую и культурную традицию, которой свободно владели художники средневековья. Здесь важна неторопливость, вдумчивая и ответственная работа и возвращение «к корням», подлинное возрождение традиций задача не одного поколения художников.

— Как долго сохранятся фрески в нашем храме?

— Сохранность росписи зависит в первую очередь от сохранности основы, в данном случае — стены. Технические характеристики силикатных красок достаточно высоки, но опыт их применения не сравнить по времени со сроком жизни древних фресок. Кроме объективных свойств материалов для сохранности росписей важны условия содержания храма, температурно-влажностный режим, а именно — насколько грамотно проветривается и обогревается помещение. От этих условий зависит прочность сцепления красок с грунтом. Ещё важно исключить протечки воды снаружи здания в его стенах и кровле.

Читайте так же:
Силикатная фасадная штукатурка это

— Что ощущает мастер, видя результаты своей работы?

— Когда снимают леса — двойственное чувство. Перед тобой явно твоя работа, но увиденная как бы впервые, т. к. до сих пор ты видел её или вблизи, или с полу небольшими частями. И то, и другое совершенно недостаточно для целостного восприятия и оценки того, что получается. И потому при снятии лесов художник-монументалист, в отличии от создателей станковой картины или миниатюры, видит всю свою работу впервые, как бы долго он не трудился над ней и не привыкал к отдельным деталям. Это чувство всегда ценно своей неожиданностью.

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?

— За время работы в Свято-Успенском храме вошло уже в привычку несколько месяцев в году проводить в Калининградской области. Теперь планирую начать работу в поселке Железнодороный. Так же, надеюсь, вернуться и в этот храм. Ведь работа закончена только внутри. Теперь на очереди часовня, в которой сейчас ведутся ремонтные работы. Хотелось бы, чтоб пригласили расписать фасад храма. В общем, планов много. Будем работать.

Сейчас в Свято-Успенском храме продолжаются строительные и ремонтные работы. Много дел еще впереди. Но одно из самых важных закончено. В храме, благодаря стараниям художников, удалось создать праздничную и торжественную литургическую среду, максимально приблизить действо евангельских сюжетов и образов святых к зрителям — прихожанам, сделать их «сопричастными» к происходящему.

Роспись по сырой штукатурке стены храма

Технология росписи храмов, составы красок и способы их приготовления, состав левкаса и способы наложения его на стены и своды, распределение обязанностей в артели живописцев, порядок росписи внутренних поверхностей церквей и соборов и многое другое, из чего складывается техническая сторона дела, разрабатывалось и собиралось веками. Современному человеку требуется усилие, чтобы понять, как важно было владеть секретами изготовления и применения живописных материалов и как много было этих секретов. Традицинно они передавались из поколения в поколение устным способом и лишь с XVI века некоторые сведения стали доверять бумаге. Часть секретов раскрыта реставраторами — химиками, технологами, живописцами, часть еще ждет своих исследователей. Все эти веками отработанные техники и технологии преследовали одну цель — долговечность. Именно высочайшее техническое качество материалов и работ обеспечили сохранность древнерусского искусства, благодаря им древнерусские фрески в большинстве своем пережили временные и погодные катаклизмы и даже варварство людей. Все работы, в том числе и предварительные, подготовительные выполнялись внутри артели. В ее составе были не только живописцы, но и левкасчики, позолотчики, терщики красок. За конечный результат ответственность несли все, поэтому добросовестно работал каждый. Очень важным было то, что работали во славу Бога, перед Его ликом и в Его Доме, которым являтся православный храм. Отметим, что различий в приемах мастерства у живописцев разных городов и земель Древней Руси не было, т.к. живописные артели, также как и строительные, не вели оседлый образ жизни, работая там, куда их приглашали.

Практически вся монументальная живопись выполнена в характерной для древнерусского искусства смешанной технике письма: а fresko ( букв. сырой, мокрый) — живопись по свеженаложенной сырой штукатурке красками на воде или известковом молоке, затем а secco (сухой) — живопись по просохшему слою штукатурки. Интересно, что сам термин “фреска” пришел в Россию только в начале XVIII века вместе с приездом итальянских художников. До этого русские письменные источники говорят о “стенном письме на сыром левкасе”. Общеизвестно, что техника чистой фрески (buon fresko), пришедшая на Русь из Византии как атрибут православного храма, дает очень прочную, качественную, но неяркую живопись. Пигменты, растворяемые известковой водой- это преимущественно разнообразные “земли”: оттенки темно-красного, красно-коричневого, охры, неяркая зелень. Именно такие пигменты вступают в химическую реакцию с сырой известью и, высыхая вместе с левкасом, образуют на поверхности прочную пленку окиси кальция, надежно сохраняющую живопись. Но желаемой яркости, радости и праздничности с помощью одних этих пигментов достичь не удавалось, поэтому после полного высыхания левкаса живопись сверху прописывали “по-сухому” яркими пигментами минерального происхождения на ином связущем — пшеничном клее, яичном желтке, позднее на казеине. Техника фрески очень сложна и требует от художника не только таланта, но и высокого мастерства и опыта, т.к. расписывать стену или свод можно лишь до высыхания левкаса, пока краски впитывались. Поэтому верхний слой левкаса наносился частями с таким расчетом, чтобы художник успевал заполнить живописью еще не успевший высохнуть левкас.

Прежде чем приступить к росписи вновь отстроенного храма, ему давали выстоять. Процесс усадки стен мог занимать 2-3 года, а мог и несколько десятилетий. На этот период стены покрывались временной штукатуркой. Затем приступали непосредственно к росписи. Этот процесс начинался с подготовки грунта под названием левкас, служившего основой для живописи. В Древней Руси это был известковый раствор, т.е. та же штукатурка, но очень высокого качества. Готовить его начинали за полтора-два года до основных работ, относились к этому серьезно, т.к. именно от качества левкаса во многом зависела прочность живописи Самой качественной известью была ростовская. Для получения наилучшего левкаса требовалась долгая многократная промывка старой долголежалой гашеной извести. Ее засыпали в большие деревянные емкости — творила и заливали водой, периодически перелопачивая. Воду меняли каждые 5-6 часов круглые сутки в течение всего лета. Осенью эту известь складывади в огромные кучи, закрывали мешковиной и оставляли вымораживаться. Весной процесс промывки -”творения”- продолжался тем же образом в течение 6-7 недель, “пока достальная емчуга не выйдет”. Емчуга — это едкая известь, которая при гашении извести водой в виде пены или наледи выходит на поверхность и сливается. В удалении едкой извести и состоит смысл долгого процесса подготовки левкаса, в результате которого меняется химический состав извести и она становится вязкой, упругой, эластичной — “жирной как сало”. После этого известковое тесто “убивали” 6-7 недель дубовыми пестами, иногда добавляя при этом перетертую солому или мелко иссеченный лен, для того, чтобы левкас на стене не трескался. После этого начиналось левкашение стены. Старую штукатурку при этом сбивали и перед наложением новой в швы кладки с интервалом 6-10 см вколачивали т.н. левкасные гвозди — железные, кованые, с широкими шляпками (диаметр от 2,5 до 5 см). Эти шляпки и не давали оползать и двигаться свеженаложенной штукатурке. Гвозди были двух видов: для стен — длиной 5-6 см и 2-2,5 см — для сводов. Непосредственно перед левкашением стена обильно смачивалась: “…приготовь лестницу и, налив воду в ушат, смачивай стену, поливая ее ополовником… Если стена построена из кирпичей, то смочи ее пять-шесть раз и накладывай известь толсто, пальца на два или более, дабы в ней держалась влажность, нужная для работы твоей.” Иногда левкас наносили в два приема с разницей в 10-12 часов, затем его заглаживали железной лопаткой, а затем, особенно в XVII веке, полировали куском кожи. Поверхность отполированного таким образом левкаса была совершенно ровной, гладкой, блестящей.

Читайте так же:
Скребок для снятия штукатурки своими руками

Все эти и последующие работы выполняли только в теплое время года — с мая по сентябрь, иначе, как говорили мастера “письмо некрепко и нецветно будет”. После этого начинался непосредственно живописный процесс: “А как излевкасишь стену, то в тот же момент мастеру и знаменовати”. Художник, возглавлявший артель- знаменщик — по сырой штукатурке наносил краской рисунок основных композиций и намечал основные цветовые плоскости. Для того, чтобы рисунок в процессе росписи не пропал и не осыпался, его ографляли или графили — процарапывали специальной иглой с деревянной ручкой. Получавшаяся в результате графья служила основой для работ остальных живописцев артели. Все работы внутри артели были строго распределены, каждый занимался своим делом. Возглавлял артель знаменщик — опытный художник, мастер-иконописец высокой квалификации, в обязанности которого входили разметка композиции, прорисовка изображений и руководство всем процессом живописи. Кроме того, в артели были лицевщики (личники), писавшие личное, т.е. лики и обнаженное тело, долицевщики (доличники), писавшие ризы и облачения, мастера палатного письма — архитектура. Были еще травщики, специализировавшиеся на пейзажах, уставщики, выполнявшие надписи и обязательно в состав артели входили свои позолотчики, левкасчики и терщики красок. Распространены были кисти двух видов — грунтовальные и рисовальные. Грунтовальные употреблялись для покрытия больших плоскостей левкаса основными тонами, они обычно выделывались из свиной щетины. Рисовальные кисти делались из беличьих хвостов, их применяли для живописных работ, особенно при письме темперой. Все кисти делались разного размера, изготавливали их сами художники.

К краскам, применявшимся в стенных росписях, предъявлялись особые требования: они должны быть устойчивыми по отношению к щелочной реакции левкаса, атмосферным влияниям и солнечному свету. Количество таких пигментов ограничено — немногим больше 20, в основном это пигменты земляные или минерального происхождения (красители растительного происхождения практически во фресках не использовались). Это различные охры (оттенки от светло-коричневого до темно-коричневого), белила известковые или свинцовые, желть веницейская и обыкновенная, киноварь (ярко-красная), черлень (красно-вишневая земляная краска), сурик (красно-оранжевая), различные синие и голубые пигменты, которые в древнерусских источниках все называется словом “голубец” (азурит, лазурит, синь горная, ляпис-лазурь, крутик), зеленые цвета (малахитовая зелень, празелень, зеленая земля), угольные черные. Несмотря на небольшое количество пигментов, художники путем смешивания или наложения различных красок друг на друга получали богатую цветовую гамму. Необходимо сказать, что кроме отдельных пигментов, для выполнения росписей существовало два сложных состава — рефть и санкирь. Рефть — это краска черного или темно-серого тона, ее обычно использовали в качестве подготовительного слоя под голубые и синие пигменты. Готовили ее из толченого елового угля и известкового молока, применяли для усиления синего оттенка. Санкирь — такой же “подкладочный” материал под личное. Это смесь различных теплых оттенков — красных, желтых, зеленых. Большое внимание художники обращали на тонкость измельчения красочных пигментов, по опыту зная, что это влияет не только на возможность получения ровно окрашенной поверхности, но влияет и на прочность красочного слоя. Краски просеивались и растирались на специальном камне каменным конусом — курантом. Чем дольше пигмент растирали, тем более пригодным для работы он становился. Краски при этом использовались как местные так и привозные. Особенное распространение в XVII веке получило золочение стенописей листовым сусальным золотом по олифе. Делать это можно было только после полного высыхания красочного слоя и левкаса. Процесс происходил так: “Ножницами разрежь листовое золото вместе с бумагою его на столько кусков, сколько нужно, и подняв его вместе с нею, осторожно наложи на свое место и пальцами тщательно прижми бумагу, дабы золото пристало тут ровно, потом сними ее и отполируй позолоту заячьей лапкой”.

Читайте так же:
Сколько сохнет декоративная штукатурка dufa

Была определена и последовательность расписывания храма: начинали с востока и сверху и постепенно двигались вниз и на запад. В первую очередь расписывали помещение алтаря, купола, потом переходили на барабаны глав, паруса, арки и поверхности сводов — т.е. “церковь небесную”. Затем расписывали сверху вниз стены и столбы, т.е. “церковь земную”, заканчивая нижними ярусами стен, помещая там нередко и храмовую летопись. Основным живописным приемом, псредством которого мастера выполняли стенные росписи, была работа по принципу перехода от темных тонов к светлым. Это позволяло не только строить композиции, но и лепить формы и объемы.

Программа росписи храма, как правило, определялась заказчиком и посвящением основного храма и его приделов, но в соответствии с православной догматикой. Распределение циклов живописи всегда было связано с общей символикой храма, которая подразумевает разделение общего пространства на две части — “церковь небесную” и “земную”. В первой изображались композиции символико-догматического и репрезентативного жанра, плоскости второй занимались церковно-историческими циклами — это евангельския события, жития святых, деяния апостолов и др. Промежуточное положение занимали своды с традиционно помещаемыми там праздниками, которые уже приобрели символическое значение, но сохранили связь и с легендарно-историческим циклом конкретностью изображаемых в них событий.

Техника и технология стенных дренерусских росписей — это веками выверенные приемы и способы украшения храмов. С одной стороны, это своеобразное действо со своими ритуалами и священнодействиями, с другой — почти точная наука, не допускающая никаких отклонений от правил (при желании достижения соответствующего результата). Благодаря этому мы до сих пор имеем возможность любоваться результатами работы древних мастеров.

Храм святого праведного воина Феодора Ушакова

Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.

Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.

Каждый отдельный элемент росписи храма — есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца

«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»

Далее приводится текст молитвы, которую надо прочитать новичку, дерзнувшему вступить на путь художника по росписи стен храма.

Сотворив молитву, можно приступать к делу

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь к основному объему церковного четверика.
  2. Затем начинается роспись алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.

Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.

Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.

Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил

Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:

«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются

Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Роспись стен храмов и церквей

Роспись купола храма

В самой высокой точке храма – куполе, изображается Христос, как Глава Церкви и связующее звено между земной и Небесной Церковью. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием, с благословляющей десницей. Ближайшие последователи Иисуса, пророки и апостолы, пишутся в барабане наравне с восьмью Ангельскими чинами, стоящими на страже земли и людей. Паруса храма предназначены для евангелистов, распространивших учение Христа. Они движутся из пристани-Храма во все концы вселенной.

Читайте так же:
Ремонтно восстановительные работы по штукатурке

Примеры росписи стен в православных храмах

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.

Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.

Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.

Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.

Роспись Благовещенского собора московского Кремля

Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.

Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.

Роспись Благовещенского собора московского Кремля

Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах

  • Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
  • Древнеримские пророчицы Сивиллы.

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев

Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.

В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.

Роспись Собора Святой Софии Киев

Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.

В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.

В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве

«Как лазурью освещать стены.

Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»

В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого Собор Святой Софии Киев

По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.

Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме

Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», – то есть он был очень бедным человеком.

«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого – Успенскую и Воскресенскую церковь.

Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря — «Страшный суд

» на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.

Страшный суд Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме

Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.

В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.

Читайте так же:
С чего начинается штукатурка кирпича

Современная роспись в церквях

Сегодня достаточно трудно найти краску для художественной росписи стен в церквях, которая была бы создана по старинным технологиям. Поэтому некоторые мастера делают ее самостоятельно. Технология ее воссоздания при этом следующая: к чистому пигменту примешивается известковая вода. На ее основе ранее делали левкас.

Старорусские художники в качестве пигментов использовали полудрагоценные камни, такие, как зеленый малахит и синий лазурит. Их специально доставляли геологи. Вначале камни растирали машинным путем, затем доводили пигмент до совершенства вручную. Современные мастера пользуются химическим красным кадмием для достижения рубинового оттенка. Может применяться красная земля, а также пигмент растений под названием мумия. В отдельных случаях берут желтую краску из Индии, которая добывается из слоновьей мочи.

Психологический аспект

Задача церковной росписи в том, чтобы создать у прихожан ощущение умиротворенности и покоя. Поэтому настроение художников во время работы также влияет на то, каким в итоге получится результат. Люди, любящие свою работу, всегда смогут донести до почитателей живописи уникальный посыл. Получить благословение на художественную роспись стен в церквях может не каждый, но это огромная ответственность. И художник должен непременно осознать ее, прежде чем начинать трудиться.

Каждый проект представляет собой уникальную работу с авторской трактовкой. Учитываются архитектура храма, как внешняя, так и внутренняя, традиционные приемы росписи и индивидуальные решения для каждой церкви.

Художественной росписью храмовых стен можно любоваться бесконечно. Она помогает узнать для себя новые и лучше изучить знакомые библейские сюжеты. Поэтому следует ознакомиться с данным поистине уникальным видом живописи. И конечно, же обратившись а нашу компанию за помощью, вы можете быть уверены, что наши специалисты сотворят чудо и сделают художественную роспись на стенах в любой церкви. Эти необычайные работы способны будут покорить каждого.
Рекомедуем посмотреть:

МИФЫ О РОСПИСИ СТЕН и ИНТЕРЬЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

МИФЫ О РОСПИСИ СТЕН и ИНТЕРЬЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

МИФЫ О РОСПИСИ СТЕН и ИНТЕРЬЕРНОЙ ЖИВОПИСИ
информация для тех, кто хочет попробовать создать интерьер с росписью своими руками…

1. Для росписи на поверхности стены и потолка есть особые приёмы, техники, материалы. Ничего подобного! В интерьере можно работать любыми инструментами, разнообразными материалами, в разных техниках, но важно уметь подобрать образы и стилевое решение, продумать технику и материалы к данному конкретному замыслу.

2. Монументальной живописью могут заниматься только люди с серьёзной художественной подготовкой, прошедшие обучение у мастеров-монументалистов. Ничего подобного!
Любой человек может начать осваивать приёмы работы в пространстве интерьера, главное не переоценивать свои силы и таланты, а постепенно шаг за шагом совершенствоваться, ставить задачи себе по силам, узнавать о свойствах различных материалов, а самое главное опробовать разные приемы, техники, составы, инструменты на практике, поэкспериментировать. Для этого есть различные возможности и ступени обучения. Подр. http://www.aton-center.org/rospis-sten-obuchenie/

3. Продукция компании «А-Фреско» – это самые настоящие фрески. Ничего подобного!
Фреска – это роспись по сырой штукатурке, выполняемая художником прямо на стене.

Это одна из самых сложных и древнейших техник декорирования стен. Из-за своей специфики фрески очень долго сохраняются. Сейчас мало художников, владеющих данной техникой. Чаще всего это почти забытое искусство можно увидеть в православных храмах. Современные мастера обычно работают на стене по сухой штукатурке. Эта техника называется секко. Порой достигается убедительный эффект имитации старинных фресок. Существует также многочисленные вариации декорирования интерьеров и росписи по др. поверхностям – гипроку, обоям, дереву, стеклу, металлу, пластику и проч. Существуют также фотообои, выполненные по особым технологиям на штукатурной основе, которые приклеивают к поверхности стены, стыки закрывают декоративной штукатуркой и порой дорабатываются вручную. Именно такие фотообои и продает компания «А-фреско». Чтобы почувствовать, что такое настоящая фреска, рекомендую посмотреть фильм «Агония и экстаз» о работе Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Кстати, сравните цены ручной росписи и фотообоев, имитирующих фреску и сами все поймете.

4. Художники рисуют и пишут, маляры-штукатуры красят и штукатурят, скульпторы лепят и ваяют…Ничего подобного!
В монументальном искусстве мастерство художника, скульптора и штукатура-декоратора часто сливаются воедино, т.к. только сам автор работы может почувствовать, как подготовить наилучшим образом поверхность под роспись и как создать рельеф и тот или иной текстурный эффект, который поможет сделать авторскую задумку многомерной…В любом случае, даже если вы намерены заниматься только художественной частью, комплексные знания помогут вам найти верное решение при выборе мастеров на другие виды работ.

5. Интерьерная живопись создаётся непосредственно на стене или потолке. Не только! Интерьерная живопись — это живопись, созданная для конкретного интерьера с учетом его назначения, стилистики, образа и идейного замысла. Можно создавать изображения на планшетах, гипроке, холсте и др. материалах. При этом само изображение создается в мастерской художника, а затем монтируется на объекте имитируя роспись на стене или потолке. Интерьерные панно и картины-сегменты можно использовать как навесной декор.

6. Изображение на стене в конце работы необходимо закрепить лаком или воском. Совершенно не обязательно! Всё зависит от того, каким материалом и в какой технике выполнена роспись. В отдельных случаях закрепление росписи лаком может существенно ухудшить качество и долговечность росписи.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector