Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок и нюансы выполнения живописи по сырой штукатурке водяными красками

Порядок и нюансы выполнения живописи по сырой штукатурке водяными красками

Заходя в храм или просматривая фильмы, действие которых происходит в Греции, Италии или другой стране, известной своей древней историей, поневоле взгляд задерживается на украшающих стены рисунках. Такая живопись по сырой штукатурке, выполненная водяными красками, называется фреской. Это слово переводится с итальянского как «сырой». Сегодня такой способ декорирования вновь обрел популярность. Он позволяет придать дому уникальный вид, причем как снаружи, так и изнутри здания.

выполнения живописи по сырой штукатурке масляными красками

Знание процесса подготовки стен и нанесения рисунка поможет избежать неприятностей с осыпающейся штукатуркой, тусклыми красками. Если мастер утверждает, что такая отделка недолговечна, то он просто не знает, как правильно ее наносить, и стоит отказаться от его услуг.

Преимущества и особенности росписи

Не зря роспись по сырой штукатурке называется художественной. Ее выполнение предполагает, что будет создано полотно, обладающее высокими эстетическими характеристиками. Его достоинства:

  • создается уникальная композиция;
  • рисунок может быть любого содержания и стиля;
  • вписывается в любой интерьер.

Популярностью пользуются сложные композиции, включающие пейзажи, сюжеты известных картин. Также роспись может содержать простой орнамент.

Учитывая высокие требования к эстетической стороне полотна, становятся понятными присущие ему недостатки:

  • необходимо уметь хорошо рисовать;
  • работать с сырой штукатуркой достаточно сложно;
  • скорость нанесения рисунка должна быть высокой;
  • необходимо правильно подготовить поверхность.

работа по сырой штукатурке масляными красками

Эти особенности обуславливают высокую стоимость такой работы, справиться с которой способен не каждый мастер. Процесс нанесения росписи занимает много времени. Если все-таки возникло желание сделать роспись своими силами, то можно попробовать на небольшом участке.

Порядок действий

Подготовка стен

Первым делом необходимо снять старые отделочные материалы. Если в целом штукатурка надежно прилегает к основанию, то ее можно оставить. Стену нужно очистить от пыли и строительного мусора. Затем на ней необходимо выполнить насечки глубиной около 8мм. Для этого пользуются перфоратором, долотом или топором. Плотность расположения насечек ‑ примерно 100-120 шт на 1 м2. После этого со стены сметают пыль.

Чтобы штукатурный раствор максимально надежно закрепился на основании, его нужно прогрунтовать раствором глубокого проникновения. После высыхания грунтовки наносят черновой штукатурный слой. Его задачей является устранить дефекты, выровнять поверхность. Слой должен хорошо просохнуть, затем можно переходить к созданию базового слоя, на который будет наноситься рисунок.

нанесение штукатурки на стену

Приготовление раствора

Секрет качественной фрески заключается в правильно приготовленном растворе. Универсального рецепта нет: каждый мастер самостоятельно подбирает пропорции компонентов. Но можно воспользоваться общими рекомендациями, корректируя их по мере необходимости.

Основой штукатурки является известь. Она должна быть свежей, чистой и качественной. Экономить на материале не стоит: чем лучше известь, тем прочнее будет основание, тем лучше на него ляжет краска. Известь нужно загасить чистой водой, оставить на две недели. Это положительно влияет на ее свойства. Как наполнитель используют крупнозернистый песок, можно добавить к нему кирпичную крошку.

Если готовится раствор для улицы, то количество крошки должно быть минимальным. Придать составу эластичность и защитить покрытие от растрескивания поможет добавление мелкорубленой пеньки или целлюлозных волокон.

Раствор приготавливают непосредственно перед использованием. Базовый слой готовят в таких пропорциях: известкового теста ‑ 1 часть, наполнителя ‑ 3 части. Для лицевого слоя берут немного меньше наполнителя ‑ 2,2 части.

Технология оштукатуривания

Фресковая роспись требует соблюдения определенного порядка оштукатуривания. За сутки подготовленную поверхность необходимо увлажнить, повторив увлажнение еще раз за 1,5 часа до оштукатуривания.

работа со штукатуркой

Раствор первого слоя набрасывают не толще 8 мм. По стене его распределяют теркой, не стараясь сильно разгладить. Улучшить сцепление штукатурных слоев поможет создание волнистых борозд глубиной 2 мм через каждые 40 мм.

Первому слою дают хорошо просохнуть (примерно 12 суток). Затем его хорошо увлажняют. Второй слой будет промежуточным. Его можно пропустить, но при минимальном опыте выполнения такой работы даст возможность корректировать ошибки.

Иногда базовая поверхность покрывается белесым налетом. От него нужно избавиться, очистив и увлажнив стену еще раз. Если этим пренебречь, то адгезия штукатурки нарушится, а фреска может расслоиться. Когда высохнет промежуточный слоя, его увлажняют и наносят лицевое покрытие. В раствор для него не добавляют кирпичную крошку, волокна. Его выполняют толщиной 1-3 мм. Он быстро сохнет, поэтому обрабатывают стену постепенно. Параллельно наносят рисунок.

Нюансы работ

Чтобы живопись по сырой штукатурке водяными красками получилась эффектной и долговечной, потребуется подготовить эскиз, краску, инструмент. Рисунок переносят на стену, накалывая его иглой или шилом. Учитывая, что приходится работать с небольшими участками, рисунок также можно разделить на части.

живопись по сырой штукатурке водяными красками

Разведенную водой акриловую краску наносят, используя широкую кисть. Она должны быть мягкой, чтобы не снимать частички раствора. Делают это в определенной последовательности: начинают со светлых, затем переходят к средним и завершают темными цветами. Следует помнить, что краска при высыхании слегка бледнеет, поэтому лучше подбирать оттенки потемнее.

Мазки делают легкими движениями, чтобы не счистить кисточкой подсыхающий известковый слой. Если в краске появляются белесые разводы, нужно промыть кисть, уменьшить на нее нажим. Слишком толстый слой краски недопустим. Она не впитается в штукатурку, может впоследствии осыпаться.

Если краска начинает скатываться или накладывается полосами, это значит, что штукатурка подсохла. Придется удалить эту часть покрытия и нанести новый слой штукатурки.

Прорисовывая участки, сначала используют темные, потом средние и светлые цвета. За счет этого обеспечивается плавность переходов между оттенками. В местах, где светлая краска подсохла, можно еще раз нанести ее, чтобы придать контрастность.

Окончив роспись участка, ножом или шпателем срезают места, незаполненные штукатуркой. При этом получается скос, который затем закрывают раствором, заглаживают до его исчезновения. Продолжают расписывать стену.

Пока фреска полностью не высохнет, трогать ее нельзя (примерно 10 суток).

В помещении не должно быть сквозняка, нужно поддерживать постоянную температуру. Если краска будет высыхать неравномерно, то может измениться ее оттенок, а это повлияет на общий вид изображения.

Читайте так же:
Самая долговечная штукатурка фасада

Роспись по сырой штукатурке требует внимательности и аккуратности. Исправить поврежденный участок практически невозможно – его придется полностью переделать.

Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке: оригинальный декор для любителей эксклюзива

живопись по сырой штукатурке водяными красками

Находясь в старинных храмах на экскурсиях, просматривая фильмы об Испании, Италии, Греции и Египте, мы поневоле задерживаем свой взгляд на искусно выполненных фресках.

Удивительное искусство росписи на стенах когда-то было распространено повсеместно, отыскать фрески можно во Франции, Германии.

На Руси данное направление в искусстве возникло еще до того, как из природного камня начали строить здания.

На сегодняшний день живопись по сырой штукатурке вновь ожила, и благодаря ей ваш дом может стать предметом зависти многих владельцев соседних домов.

Секреты мастеров живописи по штукатурке

Многие из нас скажут в недоумении: «Зачем мне нужно знать секреты росписи на штукатурке, если есть профессиональные художники, которые выполнят это наилучшим образом?». Нет, оно так в принципе и есть, но представьте, что мастер отделал ваши стены великолепным узором, получил плату за свой труд, а вы теперь любуетесь изо дня в день результатом такой работы.

Проходит год, и фреска начинает лопаться, кое-где осыпается, а мастер уверяет вас, что данный вид отделки поверхностей стен недолговечен. И только после этого вы узнаете, что стены необходимо подготавливать заранее особым образом еще до нанесения на нее штукатурного раствора. Не обидно?

живопись по сырой штукатурке фото 3

Но это будет только начало подготовки стен к росписи.

После предварительного увлажнения наносите раствор штукатурки, представляющий собой грубый известковый раствор с обязательным компонентом — крупным песком. Также в состав смеси добавляется измельченная солома и мелкая крошка битого кирпича. Теперь все это наносите на стену слоем 2-4 см без затирки так, чтобы поверхность стены осталась неровной и грубой.

Вы можете только постучать по штукатурке бутылкой для уплотнения и сцепки со стеной, а после нанести царапины для лучшей притирки последующего слоя (стена должна выглядеть как будто «в косую клеточку»).

Таким образом, нанесен первый слой штукатурного состава.

Последний, окончательный слой, в 1-3 мм толщиной, должен содержать в своем составе кварцевый песок, только без присутствия измельченной соломы с кирпичом. Наносите последний слой состава небольшими участками до 1 кв. м, чтобы роспись по сырой штукатурке успевала высыхать (3-5 часов).

настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке

Настенная живопись водяными красками по сырой штукатурке

По окончанию данного времени оштукатуренная таким способом поверхность возьмется кристаллической корочкой и краска прекратит впитываться.

Сущность росписи

В древние времена из-за быстрого подсыхания штукатурки художникам приходилось действовать очень быстро, а сегодня такая роспись допускает вдумчивость и неспешность.

Каким же образом? Для этого потребуется разрезать рисунок на отдельные части, одинаковые по размерам подготавливаемого для работы участка на один сеанс живописи. Далее вы переносите контур эскиза на только нанесенную штукатурку при помощи иглы методом выдавливания.

Есть второй способ перенесения рисунка на стену, используя методику припорашивания: прокалываете иголкой дырочки по контурам рисунка, при этом остаются следы на свежей штукатурке. Если хотите, чтобы основа для нанесения изображения была белой, как лист бумаги, можете нанести немного разбавленного известкового раствора на чистовой грунт.

живопись по сырой штукатурке фото 2

Живопись по сырой штукатурке, фото

Когда вы нанесли контур рисунка на чистовой участок, начинайте работу мягкой кистью, слегка прижимая ворс, чтобы не повредить тонкий штукатурный слой.

Но и толстый слой краски совсем недопустим, так как она не сможет впитаться в штукатурку и потом, после полного высыхания, обязательно осыплется и растечется. Так что запомните все эти моменты и повнимательнее следите за процессом работы.

комбинированные обои для залаОригинальные варианты использования комбинированных обоев для зала — еще один способ креативной отделки стен в комнате. Убедитесь сами!

О правилах выбора и размещения фотообоев, расширяющих пространство, со старинными улицами, улочками, читайте в этой статье.

Альтернатива живописи на сырой штукатурке

Техника расписывания сырой штукатурки довольно своеобразна. Сначала накладывают светлые краски в тех местах, что предусмотрены на рисунке, потом средние оттенки, а на заключительном этапе — самые темные. Затем мастер приступает к работе в обратном порядке: красит сперва темными красками, потом наносит средние оттенки, а уже в конце — светлые.

Отчего же все так сложно? Дело в том, что по мере своего продвижения от светлого тона к темному мастер дает время светлым краскам впитаться в штукатурку, а потом, двигаясь в обратном направлении, наблюдает, где поблекли светлые тона, чтобы при необходимости подкрасить поврежденные участки.

Когда требуется некоторые участки выполнить в бледном цвете, к примеру, для изображения туманной дымки, в краску добавляют известковые белила, хотя они в малых количествах присутствуют во всех красках, предназначенных для росписи на стенах и служат для лучшего закрепления.

живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке

Когда мастер завершает роспись, а штукатурка почти подсохла, незаполненные зоны чистового грунта осторожно срезают с предыдущего слоя наружу.

Следующий новый участок чистого слоя накладывать аккуратно и вплотную, чтобы швы не были заметны.

искусственный камень в интерьере фотоЧитайте о том, как можно использовать искусственный камень в интерьере: фото с образцами готовой каменной отделки докажут даже скептикам прелесть и привлекательность такого оформления интерьера.

Фото квартир-студий после отделки можно посмотреть тут.

Ознакомиться с нюансами обустройства интерьера кухни-гостиной в современном стиле можно по адресу: https://prostilno.ru/komnaty/zal/v-sovremennom-stile.html

Живопись по штукатурке требует большой аккуратности и внимательности, так как потом переделать поврежденный участок фрески будет невозможно, можно будет только либо вносить исправления, если возможно, либо начинать все снова.

Читайте так же:
Ремонт штукатурки торцов лестничных маршей

Живопись на сухой штукатурке – совсем иная технология, используется крайне редко. Это совсем неплохая альтернатива, так как чистовой слой можно наносить сразу на весь участок стены, а увлажнять только в той зоне, где будет проводиться роспись. А раствор здесь потребуется особый – известковое тесто плюс 10% водного раствора казеинового клея. Получается жидкая смесь, похожая на молоко.

Для живописи на сухой штукатурке можно использовать любые краски – клеевые, масляные, но идеальна в использовании темпера.

Профессиональные мастера древних времен пользовались темперой, изготовленной собственноручно, но сегодня секреты по ее приготовлению утеряны. Да они и не нужны, ведь на сегодняшний день существует большое количество способов росписи по штукатурке.

Предлагаем для вдохновения посмотреть галерею фото фресок — настенной живописи:

Что такое фреска и мозаика?

Это правильный ответ на вопрос первого тура телеигры Поле чудес за сегодня, 18 декабря 2020 года.

Что такое мозаика Дайте определение?

Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре.

Что такое фреска история 6 класс?

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.

Где применялись мозаика и фреска?

Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники.

Как называется мастера по Fresco?

На Руси мастера по фрескам называли – стенописец.

Мы привыкли звать фреской практически любые изображения, которые наносятся непосредственно на стены или потолок вручную. Но если переводить само слово, то “fresco” – это «свежий» по-итальянски.

Как на Руси называли мастера по рискам?

Правильный ответ на вопрос второго тура игры: мошенник (8 букв).

Где использовалась мозаика?

В Египте, Китае и Южной Америке мозаика использовалась для инкрустации оружия, сундуков, шкатулок, фасадов мебели, посмертных масок.

Что означает слово смальта?

Сма́льта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — цветное непрозрачное («глушёное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

Что такое мозаика фреска и икона?

Фреска, мозаика и иконопись-это виды изобразительного искусства. . Отличительной чертой фрески и иконописи является то, что они относятся к живописи. Они писались красками. В то время как мозаика- это изображение, создаваемое при помощи небольших кусочков камней, смальты, стекла разных цветов.

Что такое фреска история 5 класс?

Фре́ска — это картина, написанная по сырой штукатурке. . Сначала стену в несколько слоёв покрывали штукатуркой. В последний слой добавляли яичный белок, клей, молоко и краску нужного цвета. Этой смесью и рисовали, пока штукатурка не засохла.

Что такое икона история 6 класс?

εἰκόνα, др. -греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных православных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Что украшали фресками?

В Византии фресками украшали стены в храмах. Именно оттуда они распространились по Европе и попали в Киевскую Русь. Русские мастера чаще всего работали в смешанной технике: сначала писали по сырой штукатурке, а затем еще раз прорисовывали детали темперной краской.

В чем отличие фрески от мозаики?

Мозаика — монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. . Фреска — вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой штукатурке.

Что такое мозаика с металлическим контуром?

Ответ:1)Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно и в разнообразных формах и видах. Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань. . Поэтому она и называется Филигрань — это слово происходит от соединения греческих слов Нить и Зерно.

В чем различие между мозаикой и фреской?

Фрески писали по сухой или мокрой известковой штукатурке. Использовали краски на водяной основе. Мозаика не относится к живописи. Изображение составляется из кусочков цветных камней, слюды, смальты и другого искусственного или природного материала.

Фрески: долгая история, которую мы пишем по сей день

Фрески: долгая история, которую мы пишем по сей день

Пришло время рассказать про небольшой – но важный для нас! – сдвиг в терминологии, который может пройти мимо вашего внимания. А этого бы не хотелось, ведь на пути к нашей цели сделать жизнь вокруг ярче и красивее нам никак не обойтись без вашего участия. Поэтому мы всегда спешим объяснить вам разные тонкости нашей работы, которые удивляют и нас, порой. Разобрались сами – передадим и вам.

Итак, речь о фреске. Мы привыкли звать фреской практически любые изображения, которые наносятся непосредственно на стены или потолок вручную. Но если переводить само слово, то “fresco” – это «свежий» по-итальянски. То есть изначально к фрескам относились те изображения, которые наносились на свежую, не просохшую еще штукатурку. Сам термин был введен в обиход художником Ченнино Ченнини в трактате «О живописи» 1437 года. Однако с тех пор многое изменилось, термин стал кочевать по миру и распространился значительно шире.

Читайте так же:
Силикатно силиконовая декоративная штукатурка ст 174 ст 175

Фреской стали звать живопись, выполненную как в технике «аффреско» – водяными красками по сырой штукатурке, так и «асекко» (a secco – по сухому), нанесенную на сухую поверхность. Традиционный метод аффреско также называют “buon fresco” (то есть «хорошая фреска»), поскольку он, будучи более сложным в исполнении, весьма долговечен благодаря защитному известковому слою, который появляется на поверхности изображения после высыхания штукатурки.

А вот с сохранностью асекко возникают большие проблемы. Например, если у вас есть желание взглянуть на оригинал «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то поспешите в миланский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, где на стене трапезной по-прежнему красуется монументальное произведение великого художника. Первые попытки реставрации «Тайной вечери» предпринимались еще в XVIII веке, уже с тех пор специалистам приходится внимательно следить за состоянием изображения, – уж очень оно хрупко и чувствительно к любым внешним воздействиям. А все потому, что Леонардо, понимая, что работу в манере аффреско у него не получится исправлять после высыхания, перестраховался и писал ключевой для Ренессанса шедевр по сухой стене – в асекко. У живописца вышло действительно новое слово в мировой культуре, тогда как у реставраторов прибавилось головной боли.

Впрочем, давайте начнем сначала. К сожалению, нам достоверно неизвестно, когда и где впервые появилась подобная живопись, – мы знаем, что эта техника широко применялась уже ко II тысячелетию до н.э.: образцы этого времени сохранились в египетских Фивах, а также в Микенах и Тиринфе, городах, относившихся к Эгейской цивилизации, которая существовала на территории Греции и Малой Азии в бронзовом веке.

древние фрески

(такие фрески сейчас находят в древних микенских городах )

Античная Греция унаследовала навыки оформления стен от Эгейской культуры: у греков было принято штукатурить как наружные, так и внутренние стены помещений в несколько слоев, окрашивать верхний слой и выглаживать его до блеска. Римляне переняли методику у греков, совершенствуя и систематизируя по ходу. У них, кстати, был собственный термин для того, что их итальянские потомки назвали аффреско, – “in udo”, то есть «по сырому». Технология римлян предполагала нанесение семи слоев штукатурки с добавлением песка и мраморной крошки в разных пропорциях в зависимости от слоя. Во избежание появления трещин в каждый слой могли вводить немного воды, а для устойчивости покрытия в смесь добавлялись молоко, толченый кирпич, пемза и другие закрепители. По прошествии столького времени мы можем только сказать «спасибо» за эту технологическую дотошность безымянным римским мастерам, ведь благодаря качеству исполнения многие их работы сохранились до наших дней. Особенного упоминания стоят те фрески, что были найдены на стенах вилл Помпей, которые и сейчас выглядят такими яркими и живыми, будто создавались нашими современниками. К слову, античное изобразительное искусство в самом деле достигло таких невиданных высот, что – совершенно без скидок на древность! – и сейчас нами считывается как понятное и радует глаз. Особенно это становится очевидно при взгляде на фрески, сохранившие первозданные цвета.

Византийские фрески

( жители Помпей не жалели средств на оформление своих великолепных резиденций )

В Византии у фресок сильно сдвинулась специализация. Ведь что нам первым приходит в голову, когда речь заходит о Восточной Римской Империи, как сами византийцы величали свое государство? Конечно, знаменитая византийская благочестивость, их обращенность к вечному, их грандиозные христианские соборы. Для внутренней росписи таких внушительных архитектурных шедевров уже не подходили традиционные римские технологии создания фресок, – из-за огромной площади покрытия. Количество слоев штукатурки уменьшилось до двух, также изменился ее состав. Византийцы, а затем и древнерусские живописцы, называли этот новый вид грунтовки «левкас» (от греч. λευκός – белый). Верхний слой наносился на всю живописную поверхность в один прием: новый состав позволял штукатурке не просыхать в течение нескольких дней. Большое количество отлично сохранившихся византийских фресок было найдено в пещерных церквях Гереме в турецкой Каппадокии. Христианский монастырь в этом месте начал формироваться в IV веке, но наиболее ценные красочные росписи появляются по завершении периода Иконоборчества (725-842). Сам по себе феномен пещерных церквей поразителен, так что это место точно стоит посетить.

В Древней Руси техника изготовления фрески была перенята у византийских художников. Наиболее ранние произведения, написанные еще греческими мастерами, работавшими на Руси, датируются XII веком. Чрезвычайно интересны исследователям и любителям истории искусств росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (выполнены в 1130–1140 гг.). Важно отметить, что фрески этого собора вообще единственный пример такого искусства домонгольской Руси, сохранившийся достаточно хорошо. Сейчас Спасо-Преображенский собор имеет статус музея, но если вы не ученый, то попасть туда достаточно сложно: во избежание губительных для древнего красочного слоя перепадов температуры и влажности герметичные двери открывают только по особой договоренности. Позднее на Руси рецепт левкаса и методика нанесения рисунка менялись, впрочем, совершенство живописи только росло. Так, от величайших иконописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия – нам остались не только знаменитые на весь мир иконы, но и прекрасные фрески.

Техники фрески

( церковь была местом, где наши предки могли прикоснуться к прекрасному )

Итальянские художники тоже долгое время находились под влиянием византийских коллег, но в XIII веке стали изобретать собственный стиль. Именно тогда появляется методика, описанная в XV веке Ченнино Ченнини в упомянутом трактате. При работе в технике аффреско итальянские художники вынуждены были спешить и не совершать ошибок, поэтому крупные росписи они изготавливали небольшими кусками, перенося рисунок с максимально детализированного эскиза на картоне. В их арсенале было ограниченное количество цветов, потому что не все известные тогда краски подходили для такой живописи. Кроме того, не всегда была заранее понятно, как пигмент поведет себя после полного высыхания штукатурки, и его приходилось испытывать заранее на небольших образцах. Порой, яркие зеленые и синие ноты, а также мелкие детали добавлялись позднее, уже по методу асекко. Художники Высокого Возрождения работали в основном только в технике buon fresco, поэтому их работы так хорошо сохранились. Помните несравненную роспись Сикстинской капеллы Микеланджело? Это, пожалуй, самый знаменитый пример buon fresco. Микеланджело заботился о потомках и взял на себя огромный труд во имя будущей сохранности фрески. А вот Леонардо в случае «Тайной вечери» почему-то пренебрег нами. При всем уважении, немного безответственно с его стороны!

Читайте так же:
Самодельный валик для декоративной штукатурки

Пожалуй, итальянское Возрождение было апогеем в истории данного вида искусства, хотя очень интересные примеры фресок создавались художниками в разное время и в разных странах, – в Европе и за ее пределами.

XIX век открыл новые области для использования живописи, век XX подарил нам широкоформатную печать . Мы как жители XXI века считаем, что было бы неправильно ничего не добавить от себя. Поэтому с большим вдохновением мы приняли появление того, что сейчас называется «цифровой фреской». Никаких больше не нужно визуальных «эффектов», чтобы создать впечатление подлинной росписи по штукатурке. Весь смысл в том, что штукатурка в цифровых фресках – настоящая! И наносится она на полотно вручную в несколько слоев. При этом используются различные виды фактурной штукатурки, которые дают необычные декоративные эффекты. Само изображение мы печатаем на широкоформатном принтере современными латексными чернилами, – их тоже можно назвать новой технологической вершиной за качество цветопередачи, исключительную экологичность и долговечность печати. Для закрепления используем фиксирующий состав на водной основе. Собственно, держать в помещении современную фреску значительно безопаснее, чем фрески традиционные, учитывая количество вредных веществ, которое приходилось использовать художникам для создания штукатурки, красок и закрепителя. Теперь у нас в распоряжении технология, которая позволяет создавать внушительные полотна, на вид не отличимые музейных фресок, которые при этом не трескаются и не осыпаются (не требуют герметичных дверей в помещении для поддержания в хорошем состоянии!); изготавливаются быстрее и без необходимости мучить художника и держать подвешенным под потолком несколько дней, а то и месяцев; стоят, разумеется, значительно дешевле, да еще и являются более экологичными! У нас фрески изготавливаются на бесшовном полотне, поэтому не только сами по себе будут выглядеть красивее и благороднее привычных обоев, но и позволят вам забыть о многих неприятных проблемах. Бесшовные фрески и обои намного быстрее и проще клеить на стены. И само название материала говорит о новом слове в оформлении интерьера: наконец-то можно себе признаться, что швы и кривые стыки на оклеенной стене – это вовсе не неизбежные издержки оригинального покрытия стен, – наоборот, это вчерашний день, о котором уже пора забыть.

Цифровые фрески

Цифровые фрески – это настолько замечательная технология, что мы можем до бесконечности перечислять их разнообразные достоинства, а никаких минусов найти не в силах. Собственно, чтобы почувствовать себя хозяином античной виллы с великолепной живописью во всю стену, теперь почти ничего не нужно делать: только найти подходящее изображение и помещение, где лучше всего будет смотреться это чудо.

Все-таки здорово жить в XXI веке: у нас есть все великие живописцы прошлого; и даже если лень ехать за тридевять земель, чтобы познакомиться с их шедеврами в оригинале, под рукой всегда интернет. У нас есть современные прекрасные художники, актуальные и талантливые, открывать которых очень интересно. А также есть технологии, которые позволяют каждому из нас приблизиться к чему-то великому.

Живопись в эпоху Древнего мира

Широкое распространение живопись имела и в уже более развитых культурах Древнего мира. До наших дней сохранились прекрасные росписи храмов и гробниц Древнего Египта, фрески, созданные представителями крито-минойской цивилизации и живописные произведения мастеров эпохи Античности.

Музыкантши на пиру. XIV в. до н. э. Роспись из гробницы Небамона. Древний Египет

Живопись Древнего Египта (4 тыс. до н. э. – 4 в. н. э.) имела свои характерные особенности, поскольку создание изображений здесь было всегда подчинено строгим правилам, так называемому канону. Например, лицо человека или божества было принято изображать в профиль, так же как руки и ноги, а верхнюю часть туловища – анфас. В те времена художники не умели еще передавать игру цвета и изображать полутона. Основными цветами были белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый.

Краски изготавливались из минералов – извести, древесного и каменного угля, железной и медной руды, и долго не теряли своей яркости. Чтобы росписи сохранялись дольше, их покрывали слоем смолы. Живопись в Древнем Египте служила преимущественно для украшения гробниц, храмов, дворцов и зданий, где жили знатные люди. Широкое распространение имели также живописные изображения на папирусе, например, многочисленные копии священной «Книги мертвых».

Нильская охота. XIV в. до н. э. Роспись из гробницы Небамона. Древний Египет

Некоторые ученые склонны считать, что искусство Древнего Египта повлияло и на живописные произведения, появившиеся на острове Крит во 2 тыс. до н. э. И хотя общие принципы живописной передачи человеческого тела схожи с Древним Египтом (например, совмещение ракурсов в профиль и анфас), крито-минойская живопись все же была не столь схематична и носила скорее светский характер. Шествия, праздники, соревнования, обряды и пиры – вот основные темы, которые использовали художники крито-минойского периода. Живопись была главным украшением дворцовых покоев, примером чему служит знаменитый Кносский дворец. Стены дворца заполняли росписи в виде фризов или панелей. В них преобладали яркие и светлые оттенки, которые не служили раскраской внутри контура, как в египетских памятниках, а наносились цветовым пятном, динамичным и подвижным.

Читайте так же:
Смеси для оштукатуривания оконных откосов

Считается, что именно критские мастера первыми начали использовать технику фрески, то есть роспись по сырой штукатурке. Фрески могли представлять собой масштабные картины, которые занимали значительные площади. Для их создания требовались качественные краски, и критские художники освоили технику приготовления красителей в совершенстве. Они использовали минеральные вещества, в которые добавляли различные связующие ингредиенты. В результате цвета получались достаточно яркими, и использовалась вся палитра – красный, желтый, зеленый, черный, синий. Краски были настолько стойкими, что многие фрески, изготовленные в этот период, смогли сохраниться до наших дней. Их отличает исключительная декоративность и контрастность цветовых сопоставлений, что говорит об учете художниками освещения рассеянным или слабым светом, поскольку в постройках того времени практически не было окон, а в качестве источника естественного света служил открытый потолок.

«Парижанка» Ок. XV в. до н. э.

Роспись керамики дает нам также основное представление о живописи Древней Греции, других образцов которой практически не сохранилось до наших дней. Поначалу это были простые узоры, но в течение столетий роспись развивалась и усложнялась и уже могла представлять собой целые сюжеты с детальным изображением людей, их одежды, предметов быта. Сама техника росписи также менялась. Керамику обжигали, и ее цвет становился красно-коричневым. На этом фоне рисовали черные изображения. Такой стиль получил название черно фигурный.

Ваза с осьминогом. Середина 2 тыс. до н. э.

Краснофигурный килик Греция. 480 г. до н. э.

В Древней Греции несомненно существовали и другие виды живописи. Литературные источники подтверждают, что IV в. до н. э. является периодом расцвета этого вида искусства. Живописцы создавали станковые картины разных жанров: натюрморты, портреты, военные сцены, исторические картины. В IV в. до н. э. в городе Сикион появляется одна из первых академий живописи со своими правилами преподавания теории живописи с использованием приемов перспективы. К сожалению, картины мастеров, творивших в это время, до нас не дошли.

Принято считать, что уже во второй половине V в. до н. э., когда жили Зевксис и Паррасий, художниками были разработаны основные принципы линейной и воздушной перспективы, а также светотеневой моделировки. По свидетельствам древних, работам живописцев уже в то время был свойственен особенно тонкий и богатый колорит.

Франсуа-Андре Винсент Зевксис выбирает самую красивую женщину Кротона. 1789

Настоящая революция в области живописи и методов обучения ей приписывается жившему примерно в то же время Аполлодору Афинскому (ок. V в. до н. э.), которого Плиний относит к «светочам искусства». Аполлодора называют первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, включившим в технику живописи смешивание красок и их градаций сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключалась в том, что он впервые ввел светотень и стал модулировать тоном объем формы в рисунке. До сей поры греческие художники изображали форму предметов одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости. Современному художнику тональная моделировка формы кажется обычным делом, но в то время светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталась за чудо.

Согласно историкам, в Древней Греции существовали и свои картинные галереи, например, часть постройки на афинском Акрополе, называвшаяся Пинакотека.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта – сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Изначально красок было всего четыре – белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске и разводились водой. Картины писались на досках или на сырой штукатурке. По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоев с выглаженной до блеска поверхностью.

Микенская дама. фреска. Фрагмент настенной росписи «Дома Верховного жреца» культового центра микенской цитадели. Фреска. XIII в. до н. э.

В I в. до н. э. древнеримская живопись начала отходить от этрусских традиций и обратилась к греческим. Древние римляне считали, что живопись является только средством передачи образов, поэтому она не должна быть корпусной или пластически грузной. Тематика картин часто восходила к установленным образцам, которые воспроизводились по памяти. Нередко создавались и копии с произведений греческих мастеров.

Единственными сохранившимися образцами станковой античной живописи являются фаюмские портреты, изображающие жителей древнего Египта в I—III веках н. э., когда страна находилась под властью Древнего Рима. После завоевания Египта сначала Александром Македонским, а затем Римом в местном искусстве произошли значительные изменения, одной из отличительных черт которого стал погребальный портрет – уникальная художественная форма своего времени. Фаюмские портреты – это поразительно реалистичные изображения мужчин и женщин всех возрастов. Они создавались еще при жизни заказчика и могли находиться в его доме, а после смерти выполняли функцию погребальной маски для мумии умершего.

Важная особенность фаюмских портретов – использование тончайшего сусального золота. На некоторых из них позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Основу для этих своеобразных картин составляла древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб). Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне. Произведения более раннего периода писались в технике энкаустики, позднее художники стали использовать темперу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector