Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рисунки по сырой штукатурке водяными красками

Особенности рисования по сырой штукатурке водяными красками

Одна из самых древнейших отделок, которая на некоторое время была незаслуженно забыта — живопись по сырой штукатурке водяными красками. Одним из вариантов росписи называется фреска, которую создавали ещё в эпоху Возрождения. В нынешнее время эта методика снова получила широкое распространение.

Хотя данный вид отделки и требует каких-то малейших навыков, выполнить её самостоятельно вполне возможно. В этой статье попробуем ознакомить начинающих мастеров с основными нюансами росписи стен по штукатурке и с технологией выполнения работ.

Разновидности штукатурной росписи

Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.

Основные этапы её выполнения таковы:

  • Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
  • На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
  • После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.

Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:

  • состояние стен;
  • подготовка растворов;
  • технология выполнения росписи.

Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.

На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.

Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке

Процесс росписи стен по сырой штукатурке построен на выполнении нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно.

Процесс подготовки поверхности довольно важный момент, который в последствие может сыграть важную роль во время росписи рисунка. Есть несколько моментов, которые должны быть сделанные поочередно и пропускать их не рекомендуется:

  • Начинаем с удаления старой отделки. Снимать её следует с помощью шпателя. В случае, когда старая отделка держится довольно прочно, даже после ударов по ней молотком, то её можно оставить. В завершение работ, полностью очищаем поверхность от пыли. Для того, чтобы сцепка нового слоя штукатурной смеси хорошо держалась на поверхности, рекомендуется выполнить насечки глубиной около 5 – 7 мм.

  • Для увеличения адгезии и удаление остатков пыли выполняют грунтование поверхности. Грунтовочных слоёв должно быть несколько, это обеспечит качество оштукатуривания.

  • Первоначальное, которое ещё называют базовым, оштукатуривание. Выполняется он в основном с целью выравнивания поверхности. Является промежуточным слоем между самой стеной и финишной штукатуркой. Только после того, как базовая штукатурка полностью высохла, наноситься новый слой, по которому и будет выполняться роспись.

Подготовка раствора для финишной штукатурки

Важным моментом является подготовка штукатурного раствора, который имеет свои секреты. Именно на аналогичный состав когда-то наносились фрески. Сам состав долго хранили в тайне, поэтому компоненты можно подбирать и заменять по необходимости. Итак, состав раствора такой:

  • Базисным материалом для раствора является известь. Чем лучше её качество, тем прочнее будет штукатурка.
  • Известь необходимо загасить водой и продержать её в таком состоянии несколько дней.
  • Наполнителем в таком растворе выступает крупный речной песок и кирпичная крошка. Специалисты рекомендуют использовать последний вариант. Благодаря этому компоненту, время высыхания слоя немного больше, что даёт возможность выполнить роспись красками.
  • Для предотвращения растрескивания штукатурного слоя в состав добавляют мелко нарубленную пеньку или целлюлозу.

Важно! Раствор необходимо готовить непосредственно перед нанесением.

Обращаем внимание на пропорции:

  • Для базового слоя: 1 часть известковой пасты и 3 части наполнителя.
  • Для финишного слоя: 1 часть известковой пасты и 2 части наполнителя.

Процесс оштукатуривания

Предлагаем пошаговый алгоритм нанесения каждого слоя штукатурной смеси:

  • Начинаем с предварительного увлажнения поверхности. Первое осуществляется за сутки до выполнения работ, второе за 1,5 часа.
  • Базовый слой наносят посредством набрасывания и первоначального разглаживания посредством тёрки.
  • На базовом слое выполняются углубления до 2 мм волнистыми линиями с шагом от 30 до 40 см. Они в последствие повысят адгезию между слоями штукатурки.
  • Просушиваем базовый слой около 2 недель. После этого проводим обильное увлажнение и приступаем к нанесению следующего слоя.

Второй слой можно сделать финишным. Но у новичков настенная живопись по двухслойной штукатурке получиться не качественной. Поэтому, если работы выполняются впервые, и особого опыта нет, то лучше сделать трёхслойное, а то и более, оштукатуривание поверхности.

Технология нанесения росписи

Как уже было сказано выше, роспись по штукатурке начинать нужно сразу же, когда она ещё мокрая. Поэтому все необходимые инструменты и эскизы приготовить нужно заранее. Как только финишный слой выровняли, приступаем к таким действиям:

  • Если рисунок нарисовать самостоятельно не можете, то прикладываем трафарет и посредством иглы перебиваем рисунок на стену. Далее края рисунка намечаем шилом или кончиком остро заточенного карандаша.

  • Посредством мягких широких малярных кистей начинаем расписывать рисунок. Вначале следует наносить более светлые тона и постепенно переходить к тёмным.

  • Техника живописи должна быть довольно мягкой. При работе кистью следим за тем, чтобы её щетиной не нарушать целостность известковой штукатурки. Если всё-таки такой дефект произошёл, то кисточку тщательно промываем и снова повторяем процесс нанесения красящего вещества с меньшим нажимом.

  • После того, как закончили нанесение первоначальной росписи, начинают прорисовку. Выполняется она в обратном порядке. Начинать следует с тёмных тонов, и заканчивать светлыми красками.

  • После того как роспись закончена, по краям изображения посредством шпателя или острого ножа выполняем срез штукатурки с наружным скосом. После этого снова накладываем штукатурную смесь так, чтобы заполнить образовавшийся скос до полного исчезновения шва. После этого живопись водяными красками по сырой штукатурке выполняется повторно.

В завершении работ необходимо оставить расписаны фрески для просушки на 7 – 10 суток. Во время просушивания стараемся к ней не прикасаться. Если в некоторых местах краска потеряла свой оттенок, ничего страшного, в процессе высыхания штукатурка будет отдавать влагу и картинка приобретёт первоначальную насыщенность цветов.

Читайте так же:
Смесь для машинной штукатурки расход

На время просушивания росписи стараемся обустроить все оптимальные условия в посещении. Не должно быть сквозняков и перепадов температур. В противном случае фреска может потрескаться.

Как видим, роспись по сырой штукатурке довольно ответственный процесс. Не каждый начинающий мастер сможет с ней справиться. Но, если есть огромное желание и выдержка, то можно пробовать. При этом старайтесь соблюсти все приведённые рекомендации.

Фреска на стену что это такое?

используйте клей для флизелиновых обоев, наносите его и на обратную сторону фрески, и на стену; приложите к стене фреску и аккуратно разгладьте ее поверхность сверху вниз. Можно использовать мягкий валик или просто тряпочку. Главное, чтобы в итоге полотно приклеилось ровно, и не было пузырьков воздуха.

Что такое фреска в чем отличие от обои?

Основой фотообоев может быть как обычная бумага, так и флизелин. Фрески же выполняются только на флизелине, так как этот материал отличается большей прочностью. . Фотообои представляют собой бумажную, текстильную или синтетическую основу, на которую разными технологиями печати наносятся изображения.

Что значит слово фреска?

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.

Как подобрать обои к фреске?

  1. Если фон будет кремовый то голубые оттенки можно в мебели повторить , а розовые в аксессуарах .
  2. Либо фоновые голубые тогда мебель должна быть нейтральна (беж или серый или белый) аксессуары в розовых оттенках тоже подойдут.

Как состарить картину на стене?

  1. Первым этапом необходимо нанести на стену краску любого цвета и подобрать акриловую краску контрастного оттенка.
  2. Затем нужно покрыть стену цветной глазурью, замешанной на основе выбранной контрастной краски, и нанести ее на стену широкой плоской щеткой.

Сколько сохнет фреска?

Время полного высыхания фресок 24 часа.

Как наклеить фреску на флизелиновой основе?

5 правил монтажа фрески на флизелиновой основе

Полотно наклеивают при температуре воздуха от 10 до 35 °С. Клей наносят на стену и на обратную сторону фрески, после чего полотно следует приложить к основанию на 5–7 мин. Во время монтажа фрески и в период высыхания клея окна и двери в помещении должны быть закрыты.

Что такое фреска обои?

Фреска — живопись по сырой штукатурке, одна из старинных техник настенных росписей. При высыхании известь, содержащаяся в штукатурке, образует тонкую прозрачную пленку, делающую фреску долговечной. . Заказать фотообои можно из предложенных 22-и стандартных размеров, что позволяет подобрать фотообои для любой стены.

Что такое фреска для детей?

Изготовление фресок из песка — интересное занятие, которым могут заниматься даже самые маленькие дети. Создать картину из песка просто — нужно поочередно засыпать песок разных цветов на самоклеящуюся основу с шаблонами, равномерно его распределяя.

Что такое фреска в истории?

Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.

Чем отличается панно от фрески?

Ранее фреской называли роспись красками сырой штукатурки. . Настенное панно, в отличие от фрески или картины, может быть изготовлено практически из любых материалов. Оно не требует холста и крепится прямо на стену. Фрески и панно помогают подчеркнуть общий стиль помещения, внести элемент необычности и индивидуальности.

Как в старину называли мастера по фрескам?

Ответ: Стенописец (10 букв). Самые старые фрески в мире относятся к эпохе верхнего палеолита, например, наскальные рисунки (граффити) в Шове в Ардеше, знаменитых древних пещерах на юге Франции (около 30 000 лет до нашей эры). На Руси мастера по фрескам называли — стенописец.

Что значит слово аккорд?

Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — одновременное сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты (точнее, разных высотных классов), воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали.

Что значит слово лабиринт?

Лабири́нт (др. -греч. λαβύρινθος) — структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве), состоящая из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик). . В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход.

Техника рисования по сырому акварелью и её секреты

Техника рисования по сырому это один из многих способов использования акварели. Несмотря на слово «техника» в названии, это совсем несложный приём, заключается он лишь в том, что перед нанесением краски на холст его следует смочить небольшим количеством воды.

Часто технику используют при написании акварельных пейзажей, но она подходит и для натюрморта, и даже для портрета, если у художника есть много терпения, времени и выдержки.

Техника рисования акварелью по мокрому холсту лучше всего раскрывается при работе с тонами, контрастом, а также в тех случаях, когда необходимо создать нежный перелив цветов и эффект влажности.

Содержание статьи:

Инструменты художника для техники живописи по сырому

Перед тем как начать работу, следует собрать инструменты для дальнейшей работы. Много предметов не понадобится, требуется лишь:

  1. Один лист акварельной бумаги. Не запрещено использовать и бумагу более толстую, но не обычный канцелярский лист. Верхний слой бумаги должен впитать жидкость, но полностью бумага ей пропитаться не должна;
  2. Набор кистей. Формы кистей можно подбирать произвольно для разных целей, но ключевым элементом для этой техники является широкая плоская кисть. Ей художники наносят воду на холст;
  3. Акварель. Гуашь или масло для этой техники не подходят;
  4. Палитра;
  5. Несколько емкостей с водой;
  6. Карандаш для эскиза.
Читайте так же:
Сколько сохнет фасадная штукатурка перед покраской

Приготовления для акварельной техники по мокрому

Лист акварельной или любой другой бумаги нужно поместить на плоскую поверхность (стол, например). После этого можно приступить непосредственно к созданию скетча на бумаге.

Рисование скетча особенно важно для акварельной техники по сырому холсту, поскольку краска может впоследствии принимать такие формы, что художник забывает, что он изначально хотел изобразить.

Рисовать карандашом уже после нанесения воды нельзя. Влажность бумаги не даст карандашу рисовать. Так что если вы уже нанесли воду – лучше начать работу сначала.

После создания скетча его тут же следует стереть чистым ластиком. Стирать изображения полностью не стоит, нужно оставить тонкие видимые линии.

Нанесение воды

Затем на акварельную бумагу следует нанести воду. Для этого потребуется самая крупная широкая кисть в вашем арсенале. Смачивать её слишком сильно не следует, после промачивания бумага должна быть влажной на ощупь, но воды на ней ощущаться не должно.

Если на бумаге остались небольшие лужицы, воду из них следует тщательно распределить по всей площади бумаги.

К слову, бумагу можно промачивать не полностью. Не исключено также нанесение жидкости на некоторые участки холста. Художники прибегают к этому приёму, чтобы жидкая краска не «убегала» туда, где ей быть не положено.

Нанесение краски

Следующим этапом будет непосредственно рисование акварельной краской. Краску тоже следует смочить, техника письма акварелью по сырому заключается в том, что влажными должны быть оба элемента.

Слой светлых цветов

Начать стоит с самых светлых цветов. Краска должна быть такого оттенка, который будет объединять в себе черты всех других (то есть, доминировать на холсте).

Лучше всего наносить горизонтальными движениями при рисовании этого слоя, в этом случае слой краски не будет слишком плотным. Техника по сырому акварелью позволяет создать эффект цельного и красочного неба при рисовании пейзажа.

Верхние участки неба можно, если тому следует замысел художника, покрыть более тёмным или более светлым оттенком для подчеркивания погоды или времени суток уже на этом этапе.

Слой тёмных цветов

Этот этап отведён для раскрашивания более отчётливых форм и объектов (например, деревьев), однако элементы, обладающие многочисленными деталями красить не стоит. Для этого стоит воспользоваться тонкой кистью. Краска будет растекаться, но не настолько, чтобы искажать форму объекта.

Если форма всё же исказилась, лишнюю краску можно убрать салфеткой, либо заранее приготовленной едва смоченной кистью средней толщины.

Этап работы с деталями

На этой фазе художнику следует окинуть взглядом картину акварелью, доработать места, где краска расплылась слишком далеко. Для этого обычно используют едва намоченную кисточку.

Линейные элементы (стволы деревьев или стебли) на этом этапе стоит очистить от краски, если та на них попала. Для этого также можно использовать тонкую едва намоченную кисть.

Закрашивание прямых линий и нанесение теней

Части картины, с которых краска была убрана, теперь снова стоит закрасить. Для этого тоже лучше всего подходит тонкая кисть.

Для придачи ещё большей важности оттенкам, участкам, которые по логике должны быть в тени, стоит придать чуть более тёмный оттенок. На более освещенные элементы же стоит добавить воды, убрав, таким образом, лишнюю яркость.

Далее стоит дать живописи высохнуть, пока влажность не станет едва ощутимой.

Мелкие детали

Через несколько минут следует приступить к нанесению деталей, которые сделают объекты на рисунке более реалистичными: птиц, насекомых, ряби на воде и прочего.

Для этого пригодится очень тонкая кисть и более густая краска. В этот раз ей расползаться никак нельзя, она должна придать форму основным элементам.

Ещё больше реализма картине добавят пятна на плодах, травах и прочих объектах. В природе вещи редко обладают сплошным цветом, качество рисунка заметно улучшится, если передать это, добавив мелкие детали.

Фреска

Фре́ска (от итал.  fresche  — свежий), aффреско (итал.  affresco ) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

Содержание

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника [1] . Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Античная фреска

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска [2] .

Читайте так же:
Сколько пва добавлять для штукатурки

Византия

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Древняя Русь. Россия

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Итальянская фреска

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1295), ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3] . Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью секко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку довольно быстро закрепляются, у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако, он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4] .

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описано Леоном Баттистой Альберти, возможно, что старые мастера пользовались им по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

Читайте так же:
Сграффито художественная штукатурка виды

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

XVIII — XIX вв.

Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Имитация фрески. Мастер-класс

Мастер – класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, людей не равнодушных к творчеству.

Назначение мастер-класса:

А) педагогам для изучения с детьми различных техник рисования на необычных поверхностях;

Б) можно использовать в оформлении интерьера как стены так и картины любого формата.

Конспект мастер – класса «Имитация фрески»

Тема «Рисование бабочки».

Цель: познакомить учителей и педагогов с техникой рисования на нетрадиционной поверхности и способу создания имитации фрески.

Задачи:

— Познакомить педагогов с видом монументальной живописи – фреска.

— Обучать особенностям изготовления фрески, рисованию на необычной поверхности.

— Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

— Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

Материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка для фрески (двп, потолочная плитка, гипсокартон, стена – выбор поверхности по желанию), шпатлевка ( лучше готовая), клей пва, краски (гуашь), шпатель (маленький резиновый), мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Ход мастер-класса:

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

Автор: Э. Успенский

Детям очень нравится все необычное. Я хочу познакомить вас с техникой рисования на необычной поверхности – мы будем сегодня рисовать на шпатлевке. Рисование по штукатурке давно известно и идет к нам из глубины веков и называется — ФРЕСКА.

Историческая справка: Фре́ска — (от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна" (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.

фреска

Рис. Микеланджело Дельфийская Сивилла (фрагмент фрески).

Процесс изготовления имитации фрески

В больших масштабах фреска требует очень большой многоступенчатой подготовки поверхности, да и сам процесс тоже требует знаний не только как художника, но и архитектора, скульптора, строителя и т.д. В интернете очень много информации о фресках, о изготовлении как в промышленных масштабах, так и для творческих людей, которые просто увлекаются например декупажем.

Читайте так же:
Сделать приспособление для штукатурки стен

Я систематизировала материал и адаптировала его под школьный возраст. Мне очень нравится давать детям что то необычное, потому что это их увлекает, развивает фантазию, воображение! Процесс изготовления фрески не сложный, справятся и дети дошкольного возраста (при условии соблюдения техники безопасности). Поэтому предлагаю вам эту технику и надеюсь что она принесет вам удовольствие, а вы уже в свою очередь заразите этим удовольствием своих учеников (воспитанников).

Итак: Имитация фрески (по сухой штукатурке)

Нам понадобятся материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка, шпатлевка, клей пва, краски (гуашь), шпатель, мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.

И, конечно же, если эта работа проводится с детьми (зависит от возраста) нужно рассказать о технике безопасности при использовании колющихся и режущих инструментах, о предназначении шпатлевки (инструкция по применению). Если считаете что использование, какого – либо инструмента опасно для ребенка, то лучше показать или использовать опасный инструмент лично педагогом.

Первый этап — это подготовка поверхности — нанесение шпатлевки.

1. Подготовка поверхности.

А) На деревянную (любую) поверхность нанести шпатлевку (состав = сухая смесь шпатлевки + краска для фона + пва + вода) Консистенция густой сметаны. Поверхность куда наносится шпаклевка подойдет любая — мы использовали и двп, и гипсокартон. В моем мастер- классе используется потолочная плитка. Наносить шпаклевку нужно очень тонким слоем не больше 4- 5 мм и беспорядочными частыми движениями, не нужно стараться выравнивать поверхность. Чем больше будет не ровностей, тем эффектней будет смотреться наша фреска. Можно использовать уже готовую акриловую шпатлевку. Сушить 24 часа (см. инструкцию по применению фабричная).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Б) Когда шпатлевка просохнет, слегка прошкурить наждачной бумагой поверхность, не сильно, слегка по выступающей поверхности, где неровности. Убрать пыль сухой кистью.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

В) Покрыть тонким слоем сухую шпатлевку пва+вода. Разводить клей с водой примерно 1 часть клея и 1 часть воды. Дать просохнуть клею.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Второй этап – это подготовка и перенос рисунка.

Пока сохнет шпаклевка можно выбрать рисунок, нарисовать в натуральную величину (по размеру вашей досточки) эскиз.

Эскиз рисунка

2. Подготовка рисунка. Выбираем рисунок. Я выбрала бабочку.

Почему бабочку?

У древних греков бабочка была символом бессмертия души, а в названиях бабочек часто встречаются имена древнегреческих богов и героев. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки.

С особенным трепетом к бабочкам относятся в Юго-Восточной Азии. Считается, что увидеть бабочку у себя в доме — это к счастью.

В Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви.

Выражение «бабочки в животе» означает безграничные чувства к любимому человеку.

Благодаря бабочкам человечество получило шелк.

С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.

В Японии бабочка является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.

У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.

Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения часто используются в рекламе, элементах декора и дизайна.

Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде кинофильмов.

Образ бабочек встречается в произведениях множества художников, писателей и поэтов со всего мира. Первые художественные изображения бабочек известны по древнеегипетским фрескам, возрастом 3500 лет.

Вопрос: Какие варианты переноса рисунка на изделие вы знаете?

— Нарисовать или срисовать самостоятельно.

— Симметричное вырезание контура бабочки.

— Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги.

Я предлагаю такой вариант переноса рисунка.

Подготовка и перенос рисунка на штукатурку.

А) На эскизе по контуру рисунка через одинаковое расстояние проставить точки шилом.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Б) Перевернуть рисунок

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

В) С изнанки слегка пройтись по выступающим точкам наждачной бумагой.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Г – Д) Рисунок прикладываем к штукатурке и по нему проходим мешочком с углем (или пастелью).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Уголь (пастель) просыпается сквозь дырочки и получается точечный рисунок.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Лучше использовать пастель и не слишком темных оттенков. С углем детям оказалось очень грязно работать. Взрослый еще справится при условии аккуратности выполнения.

На практике с детьми мы пользуемся копировальной бумагой.

Как приготовить мешочек?

1. растолочь в пыль уголь (пастель)

2. высыпать угольную (пастельную) пыль на кусочек марли ( марля свернута в 2-3 слоя)

3. связать ниткой, собрав марлю в форме мешочка.

Третий этап – это уже сама роспись рисунка. Самое интересное! Здесь вам простор для фантазии!

3. Роспись рисунка.

А) По контуру рисунка проходим черным цветом (необязательно).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Б) Цветом расписываем рисунок (фон) – использовала акварель.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

В) Цветом расписываем сам рисунок – бабочку; использовала гуашь (разводим с ПВА).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Краска должна просохнуть (можно сушить феном ).

Можно использовать краски: темпера, акриловые, акварель, гуашь. Если гуашь, то развести ее с клеем пва.

Четвертый этап – заключительный – это состаривание поверхности. Этот этап можно и не рассматривать с детьми, но я вам покажу и расскажу, а вам уже решать.

4. Состаривание поверхности.

А) Макетным ножом делаем «трещины времени» (неглубоко, лишь намек). Шкурим аккуратно по всей поверхности и по рисунку тоже.

Б) Полусухой мягкой губкой с краской (золото, серебро и т. д.) легкими движениями проходим по выступам штукатурки. Можно использовать строительную кисть.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

В) Опять слегка зашкуриваем.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

· Можно вскрыть лаком.

Наши фрески готовы!

Готовая работа

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Свой мастер-класс по имитации фрески я проводила с учителями по изобразительному искусству, трудовому обучению и воспитателями ДОУ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector