Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О Строительных материалах на Руси в связи с некоторыми проблемами современной реставрации

О Строительных материалах на Руси в связи с некоторыми проблемами современной реставрации

По совершенству архитектурных решений и художественному оформлению наши церкви, часовни, монастыри занимали в старину исключительное положение.

Расположение их отличалось глубокой продуманностью. Благодаря высокому строительному искусству того времени многие их них выстояли, несмотря на тяжелые испытания временем. Часто, являясь шедеврами архитектуры, они сохранили живопись, имеющую мировое значение.

Одним из важнейших компонентов грунтов под живопись, штукатурок и кладочных растворов служила известь, получаемая путем обжига природного камня — известняка.

В результате соединения извести с водой гашения получали пластичную массу — известняковое тесто. Известняковое тесто высыхает, сильно уменьшается в объеме и трескается, поэтому к нему добавляется наполнитель, чаще всего — кварцевый песок, который служил скелетом, препятствующим изменению объема.

В качестве добавок использовали измельченную просеянную керамику — цемянку, толченый древесный уголь, известняк, измельченный до тонкости обычного кварцевого песка, измельченные растительные волокнистые добавки — лен, пеньку, солому, костру, волокна пакли.

На протяжении столетий составы кладочных и штукатурных растворов, применяемых при возведении храмов, менялись.

Техника изготовления кладочных и штукатурных растворов, успешно развивавшаяся в Древней Руси на основе преимущественно византийских традиций, с монгольским нашествием пришла в упадок. Постепенное их улучшение связано со временем возникновения централизованного Московского государства и проходило первоначально с участием иноземных, чаще итальянских, мастеров.

Как правило, на Руси при возведении храмов использовались местные сорта извести с их характерными особенностями, которые часто диктовали своеобразную, несколько отличную у различных мастеров технологию. Поэтому сведения о строительных материалах, дошедшие до нас, кажутся противоречивыми.

В строительной технике Великого Новгорода первоначально применялись известково-цемяночные растворы с добавками измельченного льна, соломы. К крупнейшим памятникам этого периода относится Софийский собор.

Впервые штукатурные растворы в Софийском соборе появились в первой половине 12 века.

Наполнителем в штукатурках служил тонкомолотый кирпич. В качестве добавок применялись волокна растительного происхождения длиной до 10-20 мм в количестве приблизительно 0,5%.

В 14 в. и в начале 15 в. в Великом Новгороде в штукатурки добавляли древесный уголь в количестве 1-1,5 %. К расцвету этого периода относится церковь Федора Стратилата.

Штукатурные растворы Киевских Золотых ворот (1037 г.), Успенской церкви Печерского монастыря Киевской лавры (1073 г.) имели известково-песчаный состав с добавлением цемянки.

Известково-цемяночные растворы обнаружены в соборах Смоленска, Борисоглебском соборе, Софийском соборе г. Полоцка.

В растворах Дмитриевского собора г. Владимира (12 в.) встречаются наполнители, состоящие на 1/3 из кварцевого песка и на 2/3 измельченного туфовидного известняка.

Штукатурные растворы-грунты за редким исключением наносились в два и реже в один слой. Нижний слой служил подготовкой, обеспечивающей связь с кладкой стены и ее выравнивание. Толщина его в зависимости от характера кладки колебалась от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Верхний слой, служащий непосредственным носителем красочного слоя, был значительно тоньше, но в отдельных случаях доходил до 2 сантиметров. Оба слоя могли быть однородны по основному составу или отличаться добавлением отдельных компонентов, но наружный слой, как правило, всегда был более тщательно подготовлен.

Характер грунта для настенной живописи во многом определялся техникой предстоящей живописи.

Среди древнерусских штукатурных растворов встречаются штукатурки, которые практически не содержат наполнителя или содержат его в небольшом количестве.

В рукописи Нектария рекомендуется добавлять к извести отвар мелкотолченой еловой коры, ячменного зерна и овсяной муки, что было выявлено позднее аналитическим путем в грунтах 15-17 вв. В 18 веке появляются растворы с добавкой гипса (в Санкт-Петербурге).

Следует отметить, что большое внимание в древней Руси уделялось приготовлению известкового теста, которое готовилось очень тщательно. Известковые растворы готовили из старой извести, выдержанной в творильной яме иногда в течение 5-7 лет. Известь ежедневно промывали водой, перелопачивали, зимой давали отлежаться.

Такая обработка извести, в частности, была применена в 1642-1643 гг. под росписи московского Успенского собора.

Используемые кварцевые пески тщательно отмывали от глинистых примесей, ослабляющих сцепление зерен кварца и извести, просеивали. Как правило, для верхних штукатурных слоев использовали более мелкие фракции песка, для нижних — более крупные.

Измельченный древесный уголь, цемянку, кирпичную муку чаще всего добавляли в растворы, находящиеся в условиях повышенной влажности. Кроме того, уголь повышает пористость и уменьшает вес раствора. При этом строго следили, чтобы уголь не содержал недожога.

Измельченные известковые зерна, добавляемые в растворы, способствовали образованию крепкого кристаллического сростка, ускоряли твердение и увеличивали прочность. Цемянка увеличивала водоудерживающую способность, обеспечивала хорошее сцепление с кирпичной кладкой. Растительные волокнистые добавки увеличивали прочность, пористость, способствовали испарению влаги, обеспечивали возможность штукатуркам и кладочным растворам «дышать».

Качество выполнения строительных работ оформлялось договорами. В одном из них записано: «Строить, как мера и красота скажет». В конце 18 в. в договоре на работы в Новоиерусалимском монастыре под Москвой оговаривалось: «Работу производить хорошим мастерством, прочно, крепко и чисто».

Исследования составов штукатурок и кладочных растворов свидетельствуют об умении зодчих того времени подбирать пропорции извести, наполнителей, добавок в зависимости от свойств строительных материалов и места их применения.

Однако наша современная технология приготовления штукатурных и кладочных растворов сильно отличается от древней, что иногда приводит к печальным последствиям при проведении реставрационных работ.

При реставрации с целью исключения отрицательных влияний новых штукатурных растворов на авторские и для сохранения их на длительное время необходимо знать и учитывать традиции прежних мастеров. При этом реставраторы должны учитывать физико-химические и механические свойства старых и новых растворов, знать, что в новых штукатурках не прошли процессы структурообразования, которым подверглись за свою многовековую жизнь древние штукатурные растворы.

Большой вред приносит применение цемента. Употребление цемента в кладочных или штукатурных растворах проводит к разрушению древних материалов за счет нарушения паро- и влагообмена в кладке. Цемент содержит в своем составе водорастворимые соли, которые при повышенной влажности приводят к физическим и к химическим формам разрушения. Водорастворимые соли при повышенной влажности, мигрируя в кладке, могут привести к гибели авторской живописи. Под слоем цементных штукатурок происходит разрушение кирпича и камня.

Новости

Можно ли за два месяца отреставрировать двухэтажное здание XVII века? Специалисты считают, что нельзя, Минкульт показал, что можно.

Можно ли провести реставрацию двухэтажного здания XVII в. за два месяца? Специалисты считают, что нельзя. А в Министерство культуры не просто придерживается противоположной точки зрения, но уже и продемонстрировало, что это возможно — по бумажкам. А на самом деле?

Читайте так же:
Ротбанд штукатурка инструкция по применению расход

Без конкурентов

Скандал, разгоревшийся в связи с выселением Союза писателей из здания на Комсомольском проспекте, которое он занимал более 30 лет, вызвал много вопросов по поводу процесса реставрации памятников архитектуры. Попробуем разобраться в схеме проведения реставрационных работ, выстроенной Минкультуры РФ, на примере одного недавно отреставрированного московского здания — палат XVII века в Архангельском переулке (корпус 2).

Для реставрации, восстановления и сохранения памятников министерством создано федеральное государственное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». Ему на баланс и передаются эти самые памятники. По данным Счётной палаты, на праве оперативного управления у этого ФГБУК 271 объект культурного наследия общей балансовой стоимостью 5,5 млрд руб.(по состоянию на 1 января 2014 г.).

Палаты в Архангельском пер. — один из них. Как и здание на Комсомольском проспекте, этот памятник для начала был объявлен аварийным. Зачем? Дело в том, что аварийность даёт возможность без конкурса привлечь компанию для проведения срочных противоаварийных работ. Такой компанией оказалось ООО РСК «Возрождение». Авторский и технический надзор осуществляло ООО РСК «Архитектурное наследие» — одновременно разработчик проектной документации на дальнейшие реставрационные работы. Правда, телефон у этих двух компаний почему-то оказался одинаков — судя по информации на баннере, размещённом на объекте.

По этой же информации, противоаварийные работы начались 1 апреля и окончились 15 июня. А 16 июня на сайте госзакупок был объявлен конкурс по выбору подрядчика на реставрационные работы, где единственным претендентом стал тот, кто уже работал в Архангельском пер. Почему же не было других желающих?

Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно долго изучать условия госзакупки — достаточно посмотреть всего лишь на сроки. На ремонтно-реставрационные, внутренние сантехнические, внутренние электромонтажные, внутренние слаботочные сети и системы, а также пусконаладочные работы в двухэтажном здании отводится… два месяца. А работы между тем непростые — помимо реставрации фасадов, водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции, в смете значится эксклюзивное: реставрация и воссоздание лепного декора, воссоздание лестницы из натурального камня, реставрация печи, воссоздание ложной печи, устройство камина…

При этом до начала работ нужно ещё получить разрешение Мосгорнаследия и ОАТИ, а это дело не одного дня. То есть сроки заведомо нереальные — ни один серьёзный подрядчик на такие условия не пойдёт. И не пошёл.

Технологии или условия игры?

Впрочем, судя по госконтракту, получение разрешений заняло меньше дня, поскольку заключен он 30 июня и этим же днём в плане-графике датируется начало большинства видов работ.

Конкурс с единственным участником, конечно, признан несостоявшимся в виду отсутствия конкурентов. И тем не менее, государственный контракт на 118,8 млн руб. с единственным подавшим заявку на участие ООО РСК «Возрождение» Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры заключило.

И на удивление другим реставраторам более чем за полмесяца до окончания работ по договору, 12 августа, реконструкция уже близилась к завершению. Фасад, стены и крыша здания были отремонтированы, даже плитка на прилегающей территории выложена. Объяснить столь нереальную скорость реставрации можно разве что космическими технологиями, неизвестными другим реставраторам. Или — нечестными условиями игры.

Противоаварийные или реставрационные?

Проводились ли необходимые исследования и экспертизы, прежде чем здание объявили аварийным? В чём заключались противоаварийные работы привлечённого без конкурса подрядчика? И каким образом он сумел затем провести реставрацию в столь нереальные сроки?

Впрочем, ответы на эти вопросы напрашиваются не только по здравой логике, но и по примеру всё того же здания на Комсомольском проспекте. Его объявили аварийным и потребовали переселения оттуда Союза писателей, в то время как в подвале появился ресторан с хорошим ремонтом, который не выселяли. Другими словами — реставрационные работы уже активно шли. А конкурс на их проведение ещё никто не объявил.

То есть схема по здравой логике выстраивается следующая. Памятник культуры федерального значения объявляется аварийным, под видом противоаварийных работ (которые выполняет «своя» компания) начинаются реставрационные, проектно-сметная документация в это время «подгоняется» под нужды будущего арендатора, затем объявляется конкурс на проведение реставрационных работ с заведомо нереальными для других компаний условиями.

Писателям стало известно, что к моменту требования об их выселении половину первого этажа уже отдали некоему ПЕН-клубу, а ресторан открыло АНО, связанное, по информации «Известий» со структурами, учредителями которых являются близкие родственники министра культуры. По аналогии стоит узнать, кому отдано здание палат в Архангельском пер. Оказывается, Российскому военно-историческому обществу, председатель которого — министр культуры Владимир Мединский.

Вопросы к Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры появились и у Счётной палаты, коллегия которой недавно рассмотрела результаты его проверки. Оказалось, что в отчётах агентства об исполнении госсзадания нет информации об объектах, на которых проводятся ремонтно-реставрационные работы.

«Таким образом, отсутствует возможность контроля за целевым использованием предоставленных субсидий», — отметил аудитор Александр Филипенко, проводивший проверку.

Нельзя не сказать о том, что Агентство — учреждение, на баланс которого будут переданы сотни объектов-памятников на всей территории России, которые после проведенного разграничения отнесены к федеральной собственности.

Большая их часть нуждается в реставрации. И большой вопрос, будет ли проведение реставрационных работ на этих объектах эффективным и прозрачным, если Агентство уже выработало определенную практику работы.

Справка

«Палаты XVII в., корпус 2 — двухэтажное каменное здание расположено по адресу: Москва, Архангельский пер., д.10, стр.2.

В плане это вытянутый прямоугольник, выходит торцом на Архангельский пер. Главный фасад обращён в сторону Кривоколенного пер. с отступом в глубину сада. Под штукатуркой угадываются первоначальные детали фасадов XVII в. Близкие к квадрату в плане помещения перекрыты коробовыми сводами с низкой пятой и распалубками над оконными проёмами. Дверной проём в сенях с цилиндрическими сводами украшен характерным наличником из профильного кирпича. Белокаменный подвал с кирпичными сводами и ведущей в него белокаменной лестницей находятся в центральной части здания. Обе его палаты — большая и меньшая — соединены типичным для XVII в. дверным проёмом с коробовой перемычкой. Второй этаж (сильно перестроенный в XVIIв.), повторяя в основном планировку первого, представляет собой анфиладу парадных комнат с лепными карнизами, каменными печами и филёнчатыми дверями.

Здание в Архангельском пер. представляет собой интересный пример комплексного гражданского строительства XVII в».

Из Контракта № 21/14 на выполнение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения от 30 июня 2014 г.

Реставрация памятников архитектуры с использованием новых материалов и технологий

Проблема реставрации и восстановления зданий – памятников архитектуры – проблема всех старинных российских городов. При подготовке к 400-летию города Томска она являлась одной из приоритетных. Многие десятилетия из-за отсутствия средств реставрация зданий в большинстве случаев сводилась лишь к легкому косметическому ремонту. Неоднократные ремонты привели к образованию многослойного пирога из цементной, известковой штукатурки и различных по качеству других отделочных материалов. Однако, не устранив первопричину, невозможно приостановить процессы разрушения отделки здания.

Читайте так же:
Светло серая штукатурка текстура

Реставрационные работы, как правило, начинаются с комплексного технического обследования зданий. При проведении обследования очень часто выясняется, что кроме реставрации самого фасада здания необходимо выполнить комплекс работ по усилению фундамента и устройству гидроизоляции в подвальных помещениях, по устранению причин капиллярного подсоса влаги в ограждающие конструкции здания. Устранение капиллярного подсоса в кирпичной кладке может быть осуществлено двумя традиционными способами: устройством горизонтальной отсекающей гидроизоляции и методом инъектирования в кирпичную кладку гидрофобизирующих или кольматирующих растворов. Однако оба метода достаточно трудоемки.

Рис. 1 (вверху). Конструктивные решения по устройству гидроизоляции с использованием состава проникающего действия “Кальматрон”
Рис. 2. Конструктивные решения по устройству гидроизоляции с использованием состава проникающего действия “Кальматрон”:
1. Штукатурная гидроизоляция Б-203 “Богатырь” с добавкой “Кальматрона” (3:1; 4:1);
2. Огрунтовка и окраска поверхности цоколя;
3. Анкер (арматура АIII, Ж 10, L=200 мм, шаг 0,5 м);
4. Обмазочная гидроизоляция мастикой “Кровлелит” на основе ХСПЭ;
5. Армирование отмостки (арматура АIII, Ж 10, с ячейкой 250х250 мм);
6. Отмостка из бетона с добавкой “Кальматрона” (24 кг/м3);
7. Гравийно-песчаная смесь (100-150 мм).

Обследование зданий памятников архитектуры постройки XIX и начала XX века показало, что при эксплуатации в обводненных грунтах наиболее серьезные разрушения стен из керамического кирпича наблюдаются преимущественно в зонах, примыкающих к цокольной части, на уровне отмостки (см. фото). Разрушения керамического кирпича в толще стены отмечены на глубине до 60 см. Основными причинами увлажнения кирпичной кладки являются отсутствие эффективного поверхностного водоотвода и капиллярный подсос влаги из прилегающих массивов грунта при близком залегании грунтовых вод. Повсеместно за многие десятилетия происходит возрастание отметки культурного слоя, подъем отметки проезжей части дорог, в результате чего цокольная часть здания постепенно заглубляется в грунт. Отсутствие эффективной гидроизоляции приводит к интенсификации процесса разрушения керамического кирпича и, как следствие, к высокому уровню капиллярного подсоса влаги по стенам и разрушению отделки фасада зданий. Уровень капиллярного подъема влаги по стенам из керамического кирпича зафиксирован на отметках 2,5 – 3,2 м. Это произошло на таких памятниках архитектуры, как Доходный дом “Второв и сыновья”, усадьба И.Д. Асташева и др.

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте строительных материалов при ТГАСУ по разработке эффективных способов восстановления и реставрации зданий – памятников архитектуры, подверженных интенсивному разрушению ограждающих конструкций от воздействия влаги, позволили реализовать оригинальную технологию гидроизоляционной защиты фундаментов, цоколей и стен зданий с применением состава проникающего действия “Кальматрон”. Кирпич как капиллярно-пористый материал характеризуется широким набором хаотически соединенных между собой капилляров, имеющих преимущественно радиус менее 10-4 см. В этом случае закономерен механизм капиллярного подсоса. Высота поднятия жидкости в капилляре обратно пропорциональна радиусу во второй степени и может быть более 2 м [1]. В суровых климатических условиях России, где перепады температур достигают 70°С, в капиллярно-пористых телах, насыщенных водой, в результате термодиффузии происходит перемещение влаги в сторону более низких температур [2]. Причем эффект термодиффузии возможен в любой плоскости и ориентирован лишь в сторону низких температур. В различные периоды года в капиллярно-пористых телах (кирпичной кладке) направление термодиффузии также различно.

Создание эффективной технологии гидроизоляционной защиты кирпичной кладки и устранение капиллярного подсоса при помощи герметиков кольматирующего действия описаны в работе [3]. Авторами установлено, что при использовании герметиков проникающего действия удается достигнуть снижения показателя водопоглощения силикатного кирпича в 2–3 раза, а глиняного – в 4–5 раз. Экспериментальные исследования, выполненные в НИИ строительных материалов с использованием состава проникающего действия “Кальматрон”, успешно подтвердили данные результаты, а по керамическому кирпичу достигнуты более высокие показатели снижения водопоглощения. Однако безупречные лабораторные эксперименты при реализации на практике показали несколько более скромные результаты. Поверхностная обработка кирпичной кладки герметиком не устраняет эффект капиллярного подсоса воды во всем массиве кирпичной кладки стены. В этом случае необходима подача герметика в объем защищаемой конструкции, для чего требуется инъектирование составов проникающего действия через специально пробуренные отверстия. Данный способ позволяет успешно отсекать влагу во всем объеме стены. Следует также учитывать, что он эффективен лишь при сохранившейся, не разрушенной кирпичной кладке. При больших повреждениях требуются восстановление и реставрация массива стены, и только затем производятся работы по устройству отсекающей горизонтальной гидроизоляции. При восстановлении больших массивов поврежденной кирпичной кладки можно одновременно выполнить и отсекающую горизонтальную гидроизоляцию. В этом случае в качестве гидроизоляции используется специальный кладочный раствор с добавкой “Кальматрона” в соотношении 3:1.

При подготовке к празднованию 400-летия Томска на реставрируемых памятниках архитектуры апробирована технология устройства вертикальной гидроизоляции специальными штукатурными составами с добавкой “Кальматрона”, наиболее эффективного герметика проникающего действия [4]. На ряде зданий выполнена вертикальная гидроизоляция с добавками состава проникающего действия взамен устройства дорогостоящей горизонтальной отсекающей гидроизоляции. Экспериментальным путем было определено оптимальное соотношение между штукатурной смесью Б-203, выпускаемой заводом “Богатырь”, и составом проникающего действия “Кальматрон”, которое позволило получить штукатурный гидроизолирующий состав с показателями водонепроницаемости от W6 до W8. Выявлены области эффективного применения данного гидроизолирующего состава. При производстве опытных работ на ряде экспериментальных объектов удалось также оптимизировать и конструктивные решения по устройству гидроизоляции в обводненных подвальных помещениях, внешней гидроизоляции фундаментов, по защите кирпичной кладки в цокольной части зданий и устройству отмосток из специального бетона с добавкой состава “Кальматрон”. Базовые конструктивные решения по устройству гидроизоляции приведены на рис. 1.

Установлено, что при применении состава проникающего действия “Кальматрон” эффективная защита зданий от капиллярного подсоса может быть достигнута устройством специальной двухсторонней “перемычки” из гидроизолирующих составов. Определен минимально допустимый размер “перемычки” – 0,5 м. Гидроизолирующая штукатурка имела показатели по водонепроницаемости не ниже W8, а марочная прочность не ниже 10 МПа. В зданиях, в которых отсутствуют подвальные помещения, устранить эффект капиллярного подсоса удалось путем устройства внешней штукатурной гидроизоляции с использованием состава проникающего действия “Кальматрон”. Однако в этом случае штукатурная гидроизоляция должна быть выполнена симметрично относительно уровня отмостки (в сторону фундамента и цоколя) на величину не менее 0,8-1,0 м (рис. 2). Благодаря высокому кольматирующему эффекту состава проникающего действия “Кальматрон” удается приостановить процесс термодиффузии жидкости в капиллярно-пористом теле – керамическом кирпиче. Сравнительный анализ показателей влажности керамического кирпича в ограждающих конструкциях до устройства и после устройства гидроизоляции с добавкой состава “Кальматрон” показал, что уже в первые месяцы эксплуатации здания произошло резкое снижение капиллярного подсоса влаги. Влажность керамического кирпича стабилизировалась до параметров естественной влажности или уменьшилась в физических показателях в 3,5 раза. На всех объектах – памятниках архитектуры удалось отказаться от работ по устройству горизонтальной отсекающей гидроизоляции и существенно снизить затраты на реставрационные работы.
Исследования адгезионной прочности разработанных составов штукатурной гидроизоляции подтвердили, что благодаря высокой проникающей способности химически активной составляющей “Кальматрона” и специальных добавок в сухих смесях удалось добиться отличных показателей сцепления материала с керамическим кирпичом. Лабораторные испытания по ГОСТ 23874-90 показали результаты адгезионной прочности гидроизолирующих составов на уровне 1,8 –2,1 МПа. Хорошая совместимость сухих строительных смесей с добавкой “Кальматрона” позволила получить широкую гамму специальных реставрационных составов широкого спектра применения. Ремонтные составы РС-250, РС-300Г производства завода “Богатырь” (Томск) в сочетании с составом проникающего действия “Кальматрон” широко применялись при реставрации различных архитектурных деталей, восстановлении песчаника, устройстве гидроизоляции на балконах и эркерах, при воссоздании утраченных постаментов, колонн, элементов карниза и т.д. При реставрации обводненных подвальных помещений использовались гидроизолирующие бетонные стяжки и гидроизолирующие штукатурные смеси с добавкой состава “Кальматрон”. Добавка “Кальматрона” в бетон варьировалась в пределах 16–24 кг/м3, что позволило получить марку по водонепроницаемости не ниже W8, а показатель морозостойкости не ниже F150. При выполнении работ по гидроизоляции стен штукатурными составами места интенсивного проникновения грунтовых вод в кирпичной кладке заделывались непосредственно герметиком “Кальматрон”. Конструктивные особенности водонепроницаемой отмостки, которая является неотъемлемой частью в комплексе работ по устройству гидроизоляции, заключаются в использовании в составе бетона добавки “Кальматрона” и применении специальной анкеровки (рис. 1, 2), что позволяет обеспечить высокую водонепроницаемость и эксплуатационную надежность данного элемента.

Читайте так же:
Ротбанд гипсовая штукатурка расфасовка

Опыт эксплуатации ряда памятников архитектуры после проведенной реставрации с использованием данной технологии успешно подтвердил эффективность разработанных решений. Высокий уровень защиты зданий — памятников архитектуры от явления капиллярного подсоса подтверждают многочисленные обследования и наблюдения, проведенные ведущими специалистами Центра по охране и использованию памятников архитектуры г. Томска.

Литература
1. Бриллинг Н.Г. Воздухопроницаемость строительных материалов и ограждений. М., 1948.
2. Лыков А.В. Явление переноса в капиллярно-пористых телах.
М., 1964.
3. Дунин М.С., Фоков Е.М., Лымарева Г.Д., Дроздова О.В. Защита конструкций из кирпича новыми гидроизолирующими материалами // Строительные материалы. 2002. №12. С. 52–53 .
4. Темников Ю.Н. Кальматрон – верное средство в борьбе с водой // Строительные материалы. 2002. №12. С. 42–43.

ООО “Белкальматрон”
РБ, г. Минск, ул. Кирова, 19-51
тел./факс(017) 2 292 293, тел. (017) 2 104 219

Проблемы внедрения инноваций в реставрации объектов культурного наследия

Николаев, С. Ф. Проблемы внедрения инноваций в реставрации объектов культурного наследия / С. Ф. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68581/ (дата обращения: 25.11.2021).

В данной статье описаны методы, материалы и технологии, применение которых может усовершенствовать процессы реставрации объектов культурного наследия, а также проблемы, которые препятствуют их внедрению. Также описаны возможные варианты решения этих проблем и совершенствования процессов внедрения инноваций в реставрацию объектов культурного наследия в России.

Ключевые слова: измерение инноваций, строительная отрасль, реставрация, высокотехнологичные реставрационные материалы, инновационные смеси.

This article describes the methods, materials and technologies which can improve the processes of restoration of cultural heritage, as well as problems that hinder their implementation. Also describes possible solutions to these problems and process improvement innovation in the restoration of cultural heritage in Russia.

Keyword: measuring innovation, construction industry, restoration, high-tech restoration materials, innovative mixes

Реставрация архитектурного наследия — это один из видов комплексных строительных работ. Объектом таких работ являются памятники архитектуры и культурного наследия. Спектр реставрационных работ очень широк — от реставрации внутренней живописи до восстановления фасадов. И в наши дни реставрация является широким полем для внедрения различных типов инноваций.

Технологии не стоят на месте и на сегодняшний день существует множество новых материалов и технологий, которые применяются при ведении реставрационных работ.

Примерами таких являются:

– метод холодного газодинамического напыления;

– метод патинирования путем последовательного нанесения на поверхность минеральных пленок;

– атмосферостойкий метод гальванического золочения элементов экстерьера;

– новые покрытия для защиты металлов.

Кроме этого подробно рассмотрена технология лазерной очистки каменных и металлических поверхностей, которая постепенно начинает применяться к стеклу, керамике, произведениям живописи, включая иконы и фрески. Разработан метод сканирующей лазерной виброметрии при выявлении скрытых дефектов и механических напряжений внутри памятника искусства. Это лишь некоторые из существующих на сегодняшний день инновационных технологий, которые могут быть применены в реставрации. [1]

Отдельного внимание заслуживает внедрения трехмерного моделирования, которое способно заменить привычные архитектурные обмеры. 3D-моделирование открывает множество возможностей реставраторам и строителям, в том числе обеспечивает чрезвычайно точную формовку элементов любых размеров и форм, позволяет копировать и масштабировать любой памятник, кроме того, 3D-модели легко хранить для последующей реставрации, и можно составлять картограммы памятников с указанием всех дефектов, положения крепежей и прочей полезной информацией». Площади, улицы, парки, набережные, здания Петербурга украшают сотни старинных скульптур. Возможно, уже в недалеком будущем 3D-технологии позволят создать своеобразную библиотеку компьютерных копий таких произведений, а это даст специалистам новые возможности изучения и сохранения исторического наследия.

Абсолютно каждый реставрационный проект ставит перед исполнителями новые задачи. Наилучшие решения внедряются в практику. Таким образом, основой инновационных материалов и технологий в реставрации всегда служит опыт живой работы специалистов. [2]

Выбор технологических решений, применяющихся в реставрации, напрямую зависит от результатов мониторинга и комплексного исследования объектов культурного наследия, подчеркивают эксперты. При этом только правильно подобранные технологии позволяют выполнить качественную реставрацию и максимально сохранить исторические особенности памятника. [3,4]

Однако, в России существует ряд проблем, которые препятствуют применению инновационных материалов. Основными проблемами внедрения инновационных технологий и материалов являются отсутствие норм и расценок на применение новых технологий, а также нехватка механизмов, которые могут позволить нормировать накопленный опыт. Сегодня очень трудно обосновать заказчикам, как правило, действующим от лица государственных или региональных властей, необходимость применения новой технологии или материала, и заложить ее в смету.

Из этого вытекает и вторая проблема, связана с тем, что новые технологии действительно имеют преимущество в надежности, долговечности, и даже дают возможность реставраторам не нарушать главные принцип данного вида деятельности, но при этом многие из них имеют более высокую стоимость, и государственное финансирование часто отказывается от инновационных проектов в пользу более низкой стоимости, не каждый метод и материал постоянно востребован, а отечественные предприятия не готовы к работе по индивидуальным заказам и малыми партиями.

Читайте так же:
Слой штукатурки для ровных стен

Соответственно, наладить бесперебойную поставку необходимого материала на объект бывает нелегко. Большинство фирм предпочитают иметь дело с довольно однотипными материалами, а материалы для тонких реставрационных работ исчезают с рынка. [5]

Ярким примером в данной ситуации служит компания «АЖИО» — крупный разработчик сухих реставрационных смесей. Компания разработала технологию промышленного производства высокоизвестковых сухих смесей для реставрации кирпичной кладки и штукатурке стен. Инновационная составляющая разработки заключается в процессе подготовки сырья и совместном измельчении извести и доломита. Разработка оптимального состава реставрационной сухой смеси на основе воздушной извести позволила улучшить технические свойства смеси и добиться большей эффективности. В результате требуется меньше материала для выполнения работ, экономия средств возрастает, а качество повышается. Однако производители также сталкиваются с нормативной проблемой.

В России не существует ГОСТа на реставрационные сухие смеси, и в связи с этим любую смесь можно выдать за реставрационный материал, а затем столкнуться с огромными проблемами при сдаче объекта. Стандарты, существующие для общестроительных материалов, не подходят для реставрации, эти виды деятельности отличаются и стандарты должны быть разные. Как правило, при приемке работ на объекте очень сложно проверить, какой материал использовался на самом деле при проведении работ. Создание нормативной базы и определенных ГОСТов на реставрационные материалы смогло бы помочь побороть данную проблему.

В настоящее время разрабатываются проекты по стандартизации в реставрации. Например, в Санкт-Петербурге Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГиОП) дает свои рекомендации по применению различных материалов при реставрации памятников и объектов культурного наследия, однако на федеральном уровне этот пример не актуален.

Требуется система регламентов и нормативных документов, которая могла бы классифицировать реставрационные материалы, чтобы в дальнейшем имелась возможность определить, какой продукт является соответствующим качеству и необходимому уровню для выполнения реставрационных работ, а какой просто декларируется, как реставрационный.

Также существует и другая проблема внедрения инновационных материалов. Их стоимость значительно увеличивается в связи с широкой географией России. Если производство расположено лишь в каком-то одном регионе России, то за счет сложной логистики стоимость новых материалов для многих регионов будет намного выше.

Такжевреставрации не существует законной и обязательной для всех методики составления сметной документации, а также единой сметно-нормативной базы для реставрации. Для ее разработки необходима цепочка «НИИ — лаборатория — сметчики — нормативная станция — реставраторы», которая осуществляла бы на конкретных объектах совместную отработку инновационных методик и подготовку обобщенных материалов. Практика обязательного составления и публикации научных отчетов о проведенной реставрации сегодня утрачена. Поэтому успех инновационной разработки сегодня всецело зависит от того, способна ли она принести немедленную выгоду. [6]

Решить данные проблема смогло бы привлечение частных инвестиций. Но в настоящее время в реставрацию инвестируют редко. Причиной тому является мнение, что это неблагоприятная сфера для инвестиций. Однако многими отечественными и зарубежными авторами рассмотрены и обоснованы способы привлечения частных инвестиций в сферу реставрац ии ОКН.

Один из основных способов — это совершенствование механизмов государственно-частного партнерства. Заключается он в том, что для привлечения потенциальных инвесторов необходимо указывать им на выгоду, которую они смогут получать в дальнейшем, непосредственно от использования объектов ОКН. Соответственно привлечь инвесторов может включение объекта ОКН в общеэкономическую среду путем приспособления его к современному использованию. Речь идет об использовании объектов в целях создания арт-пространств, культурных и образовательных центров, туристических комплексов. Например, создание гостиничных комплексов в исторических зданиях после их реставрации, частая практика в странах западной Европы, при этом никаких проблем с общественностью не возникает. В этом случае выгоду должны иметь не только те, кто непосредственно занят сохранением ОКН, но и те, кто помогает развивать инфраструктуру.

Авторы предлагают достаточно масштабные проекты: фонды, объединяющие частные и государственные средства, национальный траст, креативные кластеры. В первую очередь необходимо заняться популяризацией ОКН, тем самым увеличив интерес к сохранению этого общественного блага. Ведь чем больше будет спрос на такие блага, тем больше будет прилагаться усилий для его удовлетворения. Только после этого целесообразно использовать экономические механизмы, приносящие прибыль. Чем шире будет круг заинтересованных лиц, тем больше возможностей для внедрения инноваций будет появляться в процессе реставрации объектов культурного наследия.

1.2. Виды реставрационных работ. Термины и определения

Перед выполнением реставрационных работ на объекте культурного наследия принято осуществлять археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования для сбора полного комплекта информации об объекте. После этого разрабатывается индивидуальная проектная документация.

Все работы, проводимые на поврежденных объектах культурного наследия, называют общим термином – реставрация, которая охватывает три различных комплекса работ: консервацию, реставрацию и реконструкцию.

В практике, перечисленные выше виды восстановительных работ, применяют в комплексе, как различные этапы единого процесса или как самостоятельный вид восстановления [3].

Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.

Важнейший принцип научной реставрации согласно международной Венецианской хартии гласит: «…реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель – сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза..». [4].

Реставрация считается сложным, комплексным видом проводящихся на памятниках работ, цель которой – продление жизни памятника. Реставрация может состоять из ремонта и консервации, и включать изменение современного вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств и продление функциональной жизни объекта.

Технология и материалы, применяемые в реставрации, должны отличаться от авторских.

Для фрагментарной реставрации часто характерны:

– отсутствие стилистического единства,

– признание ценности поздних наслоений на объекте,

– восстановление только тех элементов, форма которых достоверно документирована.

Фрагментарная реставрация принципиально противопоставлена целостной реставрации.

Целостная реставрация ориентирована на восстановление первоначального облика памятника или его образа, сложившегося в период его расцвета. Такую реставрацию называют «реставрацией на оптимальную дату».

Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух этапов:

1) раскрытие памятника в результате удаления поздних искажающих деталей и фрагментов;

2) восстановление утраченных деталей памятника.

Раскрытие памятника производят только в случае, если удаляемые фрагменты не представляют ценности ни с архитектурно-художественной, ни с исторической стороны или представляют меньший интерес, чем ценность раскрываемого подлинника. Удалять наслоения разрешено только после открытого коллегиального решения с участием профессионалов. В случае наличия стадии раскрытия, объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь объект, а не только его отдельные элементы, признаваемые заведомо ценными.

Читайте так же:
Смесь сухая штукатурная цементная волма акваслой 25 кг

Раскрытие запрещено, в случае если оно нарушает конструктивную жёсткость здания или влияет на ухудшение условий его сохранения.

Необходимо предусмотреть меры по сохранности раскрываемых элементов или поверхностей стен. Быстрое освобождение деревянных обшивок срубов на памятниках русского деревянного зодчества часто влечёт резкое ускорение процесса разрушения древесины.

В простейших случаях реставрация может состоять только из раскрытия. Например, после фрагментарного удаления штукатурки на фасадах Софийского собора в г. Киев, Спасо-Преображенского собора в г. Чернигове и других памятников архитектуры Киевской Руси (рис. 1), выявлена первоначальная фактура древней кладки. Раскрытие в данных случаях позволила наглядно показать действительную древность сооружений. Такие раскрытия активно воздействуют на восприятие как отдельных сооружений, так и общей городской среды.

Раскрытые в виде небольших зондажей остатков готической кладки на зданиях г. Львова или г. Каунаса способствовали созданию особой эмоциональной атмосферы историчности городского ансамбля (рис. 2, 3).

Интересный художественный эффект дает раскрытие естественной фактуры стен всего сооружения при условии обеспечения соответствующих мер их сохранности. Примерами служат удаленная штукатурка со стен церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде, а также освобожденные от обшивок памятники русского народного деревянного зодчества.

Рис. 1. Реставрационное раскрытие поверхности стен Софийского собора в Киеве

Рис. 2. Раскрытие остатков готического проема на фасаде ратуши в Каунасе

Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].

Реконструкция является основной формой градостроительного развития территории. Она дает возможность рационально контролировать преобразование пространственной среды, препятствует необратимым и хаотичным процессам в городской системе.

Реконструкция охватывает обширный диапазон возможных картин развития города – от сохранения сложившейся структуры до почти полной ее замены или уничтожения. Противоположное реконструкции развитие города – новое строительство. Оно редко осуществляется в чистом виде, и чрезвычайно редко не рассматривается отдельно от процесса реконструкции.

Рис. 3. Двор церкви Санта-Мария-Магдалена во Флоренции до реставрации

Градостроительная реконструкция – изменение ранее сформировавшейся планировочной системы населённого пункта или составляющих ее элементов, вызванное необходимостью улучшения и развития данной системы в количественном и качественном отношении. Часто градостроительная реконструкция подразумевает сохранение большей части исторических элементов при существенном изменении целого [4].

Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача – максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].

Производственная реконструкция – воссоздание сильно деформированного или полностью разрушенного памятника с внедрением строительных материалов и технологий, идентичным оригинальным, которые применялись при изготовлении объекта истории и архитектуры. Это могут быть серийные однотипные элементы и предметы интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнина, маскароны, кариатиды, вазы, мраморные и изразцовые камины, панно, фонтаны и т. п. Этот вид реконструкции предполагает обычно восстановление относительно крупных по объему и художественной значимости элементов объекта либо произведения в целом.

Результатом производственной реконструкции является полная подмена утраченного или значительно руинированного здания или сооружения за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, довольно часто игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. Это можно назвать копированием с попыткой воспроизведения утраченной древней строительной техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.

Консервация. Главная цель консервации – прекращение или приостановление разрушительных факторов, оказывающих влияние на памятник, а также выявление и стабилизация материальных остатков объекта в том виде, в каком он дошел до наших дней, в его исторической подлинности; придание ему долговременной сохранности.

В процессе консервации выполняются преимущественно химико-технологические виды работ: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация [6].

Необходимость в проведении консервации возникает только, когда памятник находится в неудовлетворительном состоянии.

Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.

Второй тип консервации – инженерная реставрация, включает сложный комплекс мероприятий по укреплению и защите зданий и сооружений. Работы по инженерной реставрации включают в себя: укрепление оснований и фундаментов, усиление несущих конструкций, укрепление материалов памятника, ликвидация различных деформаций, работы по борьбе с влажностью, по обеспечению необходимого температурно-влажностного режима, обессоливание кладки и т. п. Их осуществление требует сложных специализированных исследований. Выполняют их под инженерным и технологическим надзором.

Необходимо отметить, что консервацию нельзя рассматривать исключительно как инженерную задачу, ведь ее объектом является историко-архитектурный памятник со сложной строительной историей, со своими особенностями. В связи с этим, часто консервация включает в себя элементы реставрации. Важно, чтобы консервация предусматривала в будущем возможность раскрытия объекта для выявления ценных архитектурных и художественных элементов. Консервация обязательно должна основываться на инженерно-технических и архитектурных исследованиях.

Новые конструкции при консервации не должны искажать облик памятника, если только они не являются временными. Применяют скрытые конструкции для сохранения уникальных старых конструкций.

Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.

Таким образом, основной и наиболее рациональный метод сохранения историко-архитектурных памятников с точки зрения сохранения их аутентичности, является консервация. В случае признания здания или сооружения объектом истории и культуры принимается решение о его консервации, подразумевающее запрет на любое вмешательство в планировочные, архитектурно-художественные, конструктивные особенности памятника

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector