Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология реставрации стенной живописи

Технология реставрации стенной живописи

Реставрацией палехские мастера начали заниматься в конце XIX века. До революции ими реставрировались фрески в соборах многих городов. Среди них: фрески Успенского собора во Владимире, Софийского в Новгороде, соборов Новодевичьего монастыря и Рогожского кладбища в Москве, Ипатьевского монастыря в Костроме и др. Лучшими мастерами-реставраторами того периода были: И.В.Белоусов, Ф.И.Антонов, И.В.Маркичев, И.П.Вакуров, А.И.Ватагин, А.А.Дыдыкин, М.В.Дыдыкин, А.П.Парилов. После революции реставрировались фрески соборов Московского Кремля (Архангельского, Благовещенского, Успенского), Троицкого собора в Загорске. Лучшими реставраторами в этот период были: Н.М.Парилов, Г.М.Мельников, Г.К.Буреев, А.В.Борунов.

До революции от реставраторов требовалось закрепить штукатурку, очистить живопись от загрязнений и дописать выпавшие места. Причём дописывать выпавшие места нужно было обязательно, т.к. с точки зрения служителей церкви невозможно было оставить живописный убор церкви в незавершённом виде. Это не соответствовало понятиям о «благолепии» храма.

Современные требования к реставрации совершенно иные. Теперь, кроме укрепления штукатурного слоя, реставратор должен снять с фресок все поздние записи, т.е. открыть первоначальную живопись, а выпавшие места лишь затонировать соответствующими тонами.

Процесс реставрации состоит из нескольких этапов. Первый этап — это укрепление штукатурного слоя. Укрепление начинается с нижнего слоя и постепенно переходит в купола. В тех местах, где штукатурка отстала, сверлят отверстия и с помощью резиновой груши заливают в них раствор извести с казеином. Затем штукатурка прижимается листом фанеры (между штукатуркой и фанерой прокладывается слой ваты) и оставляется на 3-4 дня. После приклеивания штукатурки расчищаются трещины, которые шпаклюются известковой шпаклёвкой. Если встречаются большие выбоины, то сначала зачищается кирпичная кладка, в неё вбиваются лужёные гвозди, наносится арматура, гвозди переплетаются лужёной проволокой и уже после этого наносится штукатурка.

Второй этап — удаление загрязнений и копоти. Если живопись не записана и не подлежит расчистке от позднейших записей и наслоений, она промывается мыльной водой. Потом делается тонировка утраченных мест, строго в прежних пределах восстанавливается живопись яичной темперой с добавлением формалина (для дезинфекции и закрепления красок).

Если красочный слой осыпается, то вся поверхность несколько раз обрабатывается яичной эмульсией, которая образует защитную плёнку. Чтобы красочный слой укрепился, его прокатывают резиновым валиком через кальку. После полного высыхания процесс повторяется: промывка, тонировка и закрепление.

Для удаления поздних записей масляными красками применяются различные растворяющие составы (смывки). Обычно для этого применяют ацетон или компрессы из концентрированного нашатырного спирта. После размягчения масляная живопись осторожно снимается.скальпелем послойно. Если слой масляной шпаклёвки очень толстый и не размягчается смывкой, его разогревают при помощи электроплиток, смонтированных в виде щитков с ручкой. Когда первоначальная живопись раскрыта, производится восстановление штукатурки, восстановление мелких и крупных утрат, тонировка, дополнение и закрепление живописи.

К особому виду реставрации можно отнести работы по воссозданию Лакового кабинета Монплезира в Петродворце в 1955-1959 годах.

Повышение квалификации "Реставрация и воссоздание мозаики"

Реставрация и воссоздание мозаики – столь же кропотливый труд, как и ее изготовление, а проведение реставрационно-восстановительных работ требует высокого уровня мастерства.

Мозаики представляют собой художественное полотно, собранное из кусочков материала, чаще всего из стекла или камня. Мозаики универсально подходят для декорирования фасадов и интерьеров, разместить их можно на полу или на потолке, на стенах и лестницах. История применения мозаик восходит к древним цивилизациям Востока, но подлинного расцвета это искусство достигло в античный период, и было унаследовано Римом и Византией, а затем и христианской Русью. Мозаичные узоры украшают многие храмы.

Повышение квалификации по программе реставрация и воссоздание мозаики

В русском светском искусстве мозаику стали применять в период правления Елизаветы Петровны, причем в создании технологий и материалов активное участие принимал Михаил Васильевич Ломоносов. Он отмечал долговечность мозаики (полотна, созданные в этой техники, реставрируются проще, чем любые другие), кроме того, конструкционные особенности мозаик позволяют размещать их буквально где угодно.

Программа повышения квалификации «Реставрация и воссоздание мозаики» предназначена для углубления и совершенствования знаний реставраторов, искусствоведов и других специалистом, занимающихся организацией и оценкой работ по сохранению объектов культурного наследия. Также обучение могут пройти те, кто занимается ремонтными работами. Каменные мозаики часто используются в современных домах.

    МАСПК (Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса) реализует данную программу в формате дистанционных курсов, действуя на основании лицензии № 040564 от 16.01.2020 г. Курс предназначен для актуализации теоретических знаний, обучение длится от 72 до 140 часов.

Содержание учебной программы

В процессе обучения слушатели получают возможность углубить знания в области поведения реставрации или восстановления мозаики, в случае, когда она повреждена незначительно (есть трещины, сколы, утрачены отдельные элементы) или требует полного воссоздания по сохранившимся образцам, эскизам и деталям. В учебный план включены разделы:

  • Предреставрационное обследование и экспертиза мозаики;
  • Технологии промывки поверхности и расчистки мозаики от сложных загрязнений;
  • Технологи расшивки трещин и швов шириной до 3 мм;
  • Технологии вырубки разрушенной смальты;
  • Заделка трещин шире 3 мм со вставками из смальты;
  • Мозаика из поделочных, цветных камней (из одной или нескольких пород);
  • Классификация поделочных камней, исходя из трудоёмкости работы с ними, подбор поделочных камней и клея;
  • Способы разбивки эскизов на модуль;
  • Технологии изготовления гипсовых моделей;
  • Набор из трубчатой мозаики;
  • Набор фона;
  • Степень насыщенности рисунка мозаики.
Читайте так же:
Силикатная масса для штукатурки инструкция

Дистанционные курсы в МАСПК

Благодаря дистанционному формату, курсы удобной совмещать с работой, учебой и другой деятельности, а также проходить повышение квалификации без отрыва от производства. Слушателям предоставляется доступ к образовательному порталу, где содержатся все необходимые ученики, справочники, лекции, а также тесты для самопроверки. В конце обучения проводится экзамен, после чего слушатель получает удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Преимуществом обучения в МАСПК является также персональный сервис и удобство работы с академией. По желанию слушателей, все процессы могут происходит в удаленном режиме без личного участия слушателей. Также академия:

  • принимает заявки в электронном виде;
  • принимает слушателей без экзаменов, на основании документов об образовании, соответствующем профилю программы;
  • регулярно обновляет учебные программы;
  • обеспечивает индивидуальное сопровождение слушателей;
  • отправляет документы удобным способом (курьерская доставка или почта, можно забрать лично).

По любым вопросам реализации программы повышения квалификации «Реставрация и воссоздание мозаики» вы можете обратиться к нашим консультантам по телефону или в чат.

Узнать подробную информацию и записаться на курсы вы можете по телефону 8-499-271-57-64 или через форму заявки.

Наша компания активно участвует в конкурсах и аукционах, размещаемых на основных электронных торговых площадках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация для заказчиков

Все о мозаичной штукатурке. Часть-2

  • 08 апреля 2017 23:33:26
  • Отзывы :
  • Просмотров: 8788

Если вы попали на эту страницу и не видели первой части, рекомендую начать с нее, для этого перейдите по ссылке

Фракции мозаичной штукатурки

Сейчас принято разделять всю мозаичную штукатурку на три основные фракции

  • Мелкая – размер зерна от 1 до 1.5мм
  • Средняя – размер зерна от 1.5 до 2мм
  • Крупная – размер зерна от 2 до 3мм

Существует также особо крупная мозаика диаметр зерна которой достигает 5 – 7мм, но это редкость.

Теперь немного о характеристиках каждой фракции

Мелкая – эта фракция уже медленно и уверенно уходит с рынка. Почему? Её проблема в первую очередь в сложности нанесения, очень трудно нанести такую штукатурку равномерным слоем. Допустим если у вас штукатурка из красных и белых зерен, то в местах где слой толще, будет преобладать красный цвет, где тоньше там будет преобладать белый. Если это большая стена, то в общем будет смотреться как-то кривовато. Сама фактура мелкой фракции на большой стене попросту теряется, с расстояния 1-2м уже вино только один цвет без фактуры.Однако она неплохо себя показывает при выделении каких-то мелких элементов интерьера или фасада (небольшие колонны, балясины, наличники и т.п). Расход такой фракции составляет примерно 2,5кг/м2.

Средняя – это универсальный вариант который после нанесения даст легкое ненавязчивое выделение фактуры и в тоже время довольно таки экономичен. Расход такой фракции составляет примерно 3.0кг/м2. Среднюю фракцию рекомендуют наносить на стены внутри помещения, дабы не потерять с большого расстояния выразительность фактуры. Наносится она легко, особых условий для нанесения не требует.

Крупная фракция – этот вариант больше подходит для фасадов зданий, благодаря большой величине зерна фактура остается выразительной даже на большом расстоянии. Наноситься такая штукатурка легко и не предъявляет особых требований к ровности поверхности. Однако это не означает, что её нельзя использовать внутри помещений, можно и многие так и делают, все зависит от вашего вкуса. Расход крупной фракции мозаичной штукатурки составляет примерно 4,0 -4,5кг/м2.

Выбор цвета мозаичной штукатурки

Это, наверное, самый важный вопрос перед покупкой. Для начала необходимо определиться с цветовой гаммой , тут вам что-либо советовать не буду, все зависит от вашего вкуса. В идеале подбирать цвет мозаики необходимо по стандартным образцам непосредственно на производстве или у сертифицированного дилера. Чаще всего покупатели определяются с цветовой гаммой мозаичной штукатурки опираясь на картинки сайтов. В этом случае вам следует знать, что цвет на вашем мониторе и реальный могут немного отличаться, это связано с разными цветовыми настройками мониторов, яркостью и разными типами матриц. Это не означает что цвет будет радикально другой, нет, только оттенок. Например, на мониторах с TN матрицей желтый цвет будет немного бледнее чем реальный, зеленый немного насыщеннее реального.

Нанесение мозаичной штукатурки

Перед нанесением мозаики необходимо подготовить поверхность. Поверхность должна быть ровной и без явных дефектов (горбики, ямки), если таковые имеются их необходимо устранить с помощью цементной штукатурки. После полного застывания выравнивающей штукатурки необходимо пропитать основание грунтом глубокого проникновения. Затем наносим грунт краску с кварцевым песком и после полного застывания грунт краски приступаем к процессу нанесения мозаичной штукатурки. Еще один момент, грунт-краску желательно тонировать в преобладающий цвет вашей мозаики, то есть если в выбранной вашей цветовой гамме два цвета допусти желтый и красный, при этом красного больше, то грунт тонируется в красный цвет. Это необходимо в случае небольших пропусков. Если грунт будет не тонированным, то в случае пропусков будут проявляться белые пятна на вашей стене.

Читайте так же:
Рисование по мокрой штукатурке

Что касается самого процесса нанесения мозаичной штукатурки то описывать его нет смысла, это все равно что учиться ездить на велосипеде по книжке, пока сами этого не попробуете ничего не получится. В этом случае лучше всего посмотреть презентационный мастер класс. Все же я не рекомендовал бы наносить мозаику самостоятельно, а доверить эту работу мастерам.

Уход за мозаичной штукатуркой

После полного застывания вашей штукатурки рекомендуется покрыть её слоем акрилового лака, например, ES-86 (влажный камень). Лак не только увеличит механическую прочность вашей штукатурки, но и подчеркнет глубину цвета. Готовую штукатурку можно мыть проточной водой с применением моющих средств, а также мойками под давлением которыми моют автомобили.

Ну вот кажется все вроде бы все описал ничего не упустил, если у вас появятся дополнительные вопросы буду рад ответить, пишите на почту или звоните по любому из указанных телефонов в самом верху страницы.

Переподготовка и повышение квалификации Реставрация и воссоздание мозаики

МИПК занимает одну из лидирующих позиций среди Российских центров дополнительного проф. образования в категории «Реставрация». Дистанционное обучение проводится согласно программам повышения квалификации и профессиональной подготовки категории Реставрация. Дистанционные курсы проводятся в рамках федерального законодательства.

За короткое время и не отрываясь от профессиональной деятельности пройдите:

  • Повышение квалификации «Реставрация и воссоздание мозаики»
  • Профессиональную переподготовку в направлении «Реставрация и воссоздание мозаики»

Курсы дистанционного обучения «Реставрация и воссоздание мозаики»

Вид подготовки: Повышение квалификации, проф. переподготовка «Реставрация и воссоздание мозаики». По результатам обучения Вы получаете диплом о профессиональной переподготовке, который даёт право ведения нового вида профессиональной деятельности.

Формат курсов: Дистанционное обучение «Реставрация и воссоздание мозаики» можно совмещать с основной деятельностью из любой точки России

Длительность: 512 часовой курс переподготовки. Повышение квалификации от 72 часов (Экспресс курс)

Доступные программы: Доступно около 100 образовательных направлений различных специальностей.

По итогам завершения курсов, Вы получите:

Диплом категории «Реставрация»

После завершения курсов продолжительностью 512 часов, Вы станете дипломированным специалистом нового для себя направления. С дипломом Государственного образца сможете приступить к профессиональной деятельности в направлении «Реставрация и воссоздание мозаики».

Удостоверение категории «Реставрация»

Выдается специалистам с уже имеющимся профильным образованием, и прошедшим дистанционное обучение по программам повышения квалификации длительностью от 72 часов

Выбрав наш институт для вас становится доступно:

Удостоверение и диплом по направлению Реставрация и воссоздание мозаики

100% Гарантия получения документов, их соответствие государственному образцу.

Не отвлекаясь от проф. деятельности

Возможность учёбы из любой точки мира

Дистанционное обучение Реставрация и воссоздание мозаики

Весь образовательный процесс проходит на дистанционной основе, с использованием интернета.

Демократичная политика цен

Межрегиональный Институт Подготовки Кадров установил для своих клиентов низкие цены на дистанционное образование в категории Реставрация и воссоздание мозаики

Удостоверение и диплом специалист

Выбираете удобное для вас время занятий, можете совмещать их со своей основной деятельностью.

Доступные учебные материалы

Обучаясь у нас, вы получаете доступ к учебным материалам и пособиям, которые готовят лучшие специалисты.

Институт повышения квалификации и переподготовки. Направление «Реставрация и воссоздание мозаики»

МИПК — одно из лучших учебных заведений, которые осуществляют переподготовку и дистанционное обучение по направлению Реставрация и воссоздание мозаикидля людей со средним и высшим образованием. Вам доступны более 100 направлений образовательных программ. Помимо документов государственного образца, специалисты со средним и высшим образованием получат удостоверение о прохождении обучения. Это позволит обучающимся начать свою проф. деятельность или получить новую специальность.

После прохождения обучения, Вы получаете возможность:

  • Изучить технологии для реставрации и воссоздания мозаики;
  • Рассмотреть способы очистки мозаичной кладки;
  • Научиться выполнять заделку трещин и дефектов;
  • Изучить особенности выполнения обследования состояния мозаики;
  • Ознакомиться с классификацией камней, использующихся для создания мозаичных рисунков;
  • Подбирать материалы для реставрации мозаики;
  • Разбираться в поделочных камнях;
  • Проводить реставрационные работы с учетом фона, насыщенности рисунка, использованных камней.

Получите дополнительное профессиональное образование сделав всего 5 шагов

Сделать заявку

Для этого вам доступно 3 простых варианта:

  • Позвонить по данному номеру:
    8 (800) 100-95-58
  • Заказать консультацию через форму обратной связи на портале
  • Написать на почтовый ящик Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Читайте так же:
Смеси для штукатурки стен белорусские

Выбор программы

Выбрать необходимый образовательный курс профессиональной переподготовки или повышения квалификации и определить дату старта. Для консультации клиентов в МИПК работает центр поддержки

Образовательный процесс

Для Вас будет работать персональный консультант нашего центра, на протяжении всего обучающего курса вы сможете задать любые вопросы возникшие в процессе учебы

Завершение подготовки в МИПК

Поздравляем! Вы стали обладателем дополнительного образования и официально дипломированным специалистом

Выдача документов

Мы побеспокоились о том, что бы получение Ваших документов происходило комфортным для вас методом, самостоятельно, почтой Российской Федерации либо курьером (Стоимость доставки включена в стоимость обучения).

Реставрация и воссоздание мозаикидистанционное обучение

Все образовательные программы, представленные на сайте нашего института, разрабатываются на основе квалификационных требований и проф. стандартов, предъявляемых к профессии. Именно поэтому в них содержится только актуальная научная информация, имеющая практическое подтверждение. Содержание обновляется на регулярной основе, а потому вы имеете уникальный шанс получить знания, которые тут же станут инструментом для достижения профессиональных целей. Основное преимущество дистанционного обучения заключается в возможности формирования индивидуальной образовательной траектории. Это происходит за счет дополнения основной программы необходимыми ученику дисциплинами. Таким образом, каждый выпускник МИПК заканчивая дистанционное обучение, уверен в собственных силах и может решать как простые, так и сверхсложные квалифицированные задачи.

Преимущества повышение квалификации и переподготовки в МИПК

Мы проводим дистанционный курс повышения квалификации в области реставрации и воссоздания мозаики, который позволит вам пройти обучение без отрыва от производства. Программы, предлагаемые Межрегиональным Институтом Подготовки Кадров, соответствуют современным технологиям и государственным стандартам профессии, что позволяет каждому слушателю получить полную базу знаний для расширения границ собственных компетенций. По окончанию обучения студент проходит аттестационный контроль и становится обладателем сертификата гос. образца.

Раздел 6. Современные технологии и строительные материалы, используемые при реконструкции и реставрации

Глава 12. Технология применения известковой штукатурки при реставрации

12.1. Назначение и свойства штукатурки

Штукатурка – это отделочный слой, наносимый на поверхности различных конструкций и элементов здания (стен, перегородок, перекрытий и др.).

Назначение штукатурных работ состоит в следующем:

— выровнять все неровности на поверхности стен и потолков;

— осуществить архитектурно-художественное оформление фасада здания и внутренней его отделки;

— предохранить стены от вредных атмосферных воздействий.

Все виды штукатурки подразделяют на монолитные («мокрые») и сухие. Монолитная штукатурка создается нанесением на обрабатываемую поверхность штукатурного раствора, сухая – облицовкой обрабатываемой поверхности облицовочными листами и плитами.

Преимущество монолитной штукатурки – сплошная связь с оштукатуриваемой поверхностью, при которой закрываются щели, имеющиеся в конструкции, и не образуются зазоры между конструкцией и штукатуркой, обеспечивается бесшовность, возможность создания поверхности любой фактуры и применение ее во влажных помещениях. Недостатки монолитной штукатурки – большая трудоемкость выполнения, продолжительный срок твердения и высыхания раствора.

Сухая штукатурка менее трудоемка; ее выполнение не связано с потерей времени на твердение и сушку. Однако сухая штукатурка применима только для отделки внутренних поверхностей зданий в помещениях с сухим и нормальным влажностным режимом.

Монолитные штукатурки по своему назначению классифицируют на обыкновенные и декоративные.

Обыкновенные штукатурки с использованием известковых, цементных, гипсовых, известково-цементных и известково-гипсовых растворов применяют для внутренней и наружной (исключая гипсовые растворы) отделки зданий.

В декоративные штукатурки добавляют цветные пигменты, что придает декоративность лицевому слою. Эти штукатурки используют в основном для отделки фасадов зданий.

Обыкновенную штукатурку по качеству отделки делят на простую, улучшенную и высококачественную.

Простую штукатурку выполняют в помещениях, где не требуется тщательная отделка поверхностей. Она состоит из двух слоев – обрызга и грунта и применяется для сглаживания неровностей строительных конструкций. Накрывочный слой не наносят, а затирают поверхность грунта.

Улучшенную штукатурку применяют обычно при отделке жилых помещений, а также для оштукатуривания фасадов зданий.

Высококачественную штукатурку применяют в зданиях, к отделке которых предъявляют повышенные требования. Такая штукатурка состоит из слоя обрызга, одного или нескольких слоев грунта, чтобы получить строго вертикальные или горизонтальные плоскости, и накрывки. Выполняют штукатурку с предварительным провешиванием поверхностей и установкой маяков.

Существует понятие «одежда зданий». Одежда здания может быть выполнена из природных материалов, например, гранитная облицовка, облицовка из керамических и других материалов и из известково-песчаного раствора – штукатурки. Назначение штукатурки, как и обычной одежды, эстетическое и защитное.

Она должна защищать стены от воздействия внешней среды. Разрушение двухслойной ограждающей конструкции «штукатурка – стена», главным образом, происходит из-за несовместимости этих материалов. Материалы можно назвать совместимыми, если при внешних воздействиях они обладают одинаковыми или близкими свойствами и не разрушают друг друга. Совместимость материалов в данном случае зависит от термического коэффициента линейного расширения одежды и стены, от их газо-, паропроницаемости и водостойкости.

Читайте так же:
Ремонт штукатурки это скрытые работы

Способность материалов изменять размеры при изменении температуры характеризуется их термическим коэффициентом линейного расширения. Термический коэффициент линейного расширения показывает, на какую часть первоначальной длины изменяется длина элемента материала при изменении температуры на 1 С. Даже при незначительных изменениях температуры из-за разницы очень малых по величине деформаций материалов стены и штукатурки по поверхности контакта между ними возникают сдвигающие силы. При длительном многократном изменении температуры материалы «устают» и разрушаются. Усталостью материалов называют их свойство разрушаться вследствие многократных воздействий при нагрузках или деформациях меньших, чем предельные. При этом разрушается менее прочный материал. Значения термического коэффициента линейного расширения представлены в Таблице 12.1.

Таблица 12.1.

Значения термического коэффициента линейного расширения

Кирпичная кладка (старый кирпич)

5х10

Известково-песчаная штукатурка ( песок кварцевый)

8х10

Цементно-песчаная штукатурка ( песок кварцевый)

10х10

Известковый раствор с наполнителем из толченного необожженного известняка

5х10

На прочность материалов влияет водостойкость. Водостойкостью называется способность материалов сохранять прочность при насыщении водой и характеризуется она коэффициентом размягчения, меньшим единицы.

Газопроницаемостью называется способность материалов при разности давлений на его поверхностях пропускать через свою толщу газ. По аналогии это определение справедливо и для паровоздушной смеси. Кирпичная кладка и штукатурный раствор – материалы пористые, содержащие как замкнутые, так и незамкнутые – сообщающиеся между собой – поры. Они заполнены воздухом, в котором всегда содержатся пары воды.

Такое увлажнение называется конденсационным. При понижении температуры наружного воздуха температура стены снаружи становится ниже, чем изнутри. Давление паров воды тем выше, чем выше температура в данном участке стены. Это значит, что давление водяных паров в слоях, более близких к внутренней поверхности, выше, чем в наружных. Из-за разности давлений пары перемещаются к внешней поверхности. Если паропроницаемость одежды ниже, чем стены, пары воды скапливаются в ней по поверхности их соприкосновения.

При понижении температуры поры заполняются конденсатом. При отрицательных температурах вода замерзает и разрывает материал стены, образуя микротрещины. Эти микротрещины впоследствии также заполняются водой и еще более разрушают кирпич. Кирпич не является абсолютно водостойким материалом, а если одежда более водостойкая (как, например, цементно-песчаный раствор), чем кирпич, то его прочность в результате понижается. Это способствует его разрушению. В результате штукатурка отваливается вместе с осколками кирпича. Так же происходит разрушение облицовки из гранита, керамики и других плохо проницаемых материалов, если они укреплены не «на отлете». Если же материал одежды более проницаем, чем материал стены, то паровоздушная смесь выводится наружу.

Кроме того, различают капельно-жидкое увлажнение. Оно имеет место при дожде и сильном боковом ветре, при повреждении водосточных труб и открытий сливов, при капиллярном подсосе грунтовых вод вследствие отсутствия гидроизоляции между фундаментом и стенами, при протечках и т. п.

При капиллярном увлажнении штукатурка пропитывается водой и при многократном замерзании и оттаивании разрушается. Стена при этом остается невредимой. Из вышеизложенного следует, что наружная одежда здания должна не только защищать стену от наружного капельно-жидкого увлажнения и перепадов температур, но и выводить и испарять конденсационную влагу, как шкура лошади, и поэтому должна обладать хорошей газо- и паропроницаемостью. В этой связи представляется уместным остановиться на так называемых «санирующих штукатурках».

Часто можно встретить такие слова, как «влаговыводящие штукатурки» или «штукатурки вытягивают и испаряют всю влагу». Испарять то они, конечно, испаряют, как и любой пористый материал, а вот за счет чего «вытягивают» – не совсем ясно. Ведь перемещение паровоздушной смеси в кирпиче может происходить только вследствие разности давлений, как в любом материале с незамкнутыми порами. Если разницы давлений нет, то по законам физики и перемещения паровоздушной смеси тоже нет. Если же речь идет о капельно-жидком увлажнении, например, о капиллярном подсосе грунтовых вод, то высота этого увлажнения, как известно, не превышает 1,5-1,6 метра. Тогда штукатурка должна работать как насос, перекачивая воду из грунта на поверхность одежды и тут же «испаряя ее быстрее, чем она поступает». Это нелегко представить, особенно если влажность наружного воздуха высока. В рекламных проспектах трудно найти все данные об этих свойствах санирующих штукатурок, а так же о свойствах санирующих штукатурок, влияющих на совместимость материалов одежды и стены.

Во всяком случае, и санирующие, и обыкновенные штукатурки являются защитными и в конечном итоге должны разрушаться сами, но сохранить несущие стены.

Цементно-песчаные и известково-цементные растворы обладают низкой проницаемостью и поэтому непригодны в качестве наружных одежд зданий.

Применение сложных известково-цементно-песчaных растворов, как это установлено, целесообразно, в первую очередь, в кладочных растворах.

Внутри помещений перепады температур меньше, чем снаружи, но тоже имеет место. Рассмотрим свод, оштукатуренный цементно-песчаным раствором. Его температурные изменения в два раза больше, чем у кирпичной кладки. При многократных, небольших изменениях температуры местами (что определяется простукиванием или вскрытием) происходит отслоение раствора от кладки даже при небольших пролетах. Со временем площади отслоений увеличиваются, но раствор держит себя за счет своей жесткости и за счет частичного сцепления с кладкой. При этом он покрывается трещинами. Затем по мере отслоения и растрескивания происходят вывалы кусков штукатурки. Часть неотслоившегося раствора держится на кладке. Такой характер разрушения наблюдался на цилиндрических сводах пролетами около 4 м.

Читайте так же:
Самая красивая венецианская штукатурка

Известково-песчаные растворы более совместимы с кладкой, более пластичны, и при отсутствии протечек отслаиваются от кладки и покрываются трещинами за существенно более длительное время. Поэтому они более долговечны, что подтверждается дошедшими до нашего времени памятниками зодчества и живописи. Примером тому могут служить сработанные под росписи грунты античности, средневековья и эпохи Возрождения. Местами, несмотря ни на что, эти штукатурки сохранились в православных церквах России, Сербии, Болгарии (См.. Репродукции в монографии А.А. Комарова).

При этом существенно, что грунты выполнялись многослойными, с различными наполнителями. Чаще всего в них, кроме песка, содержались толченый мрамор или ракушечник, толченый кирпич. Кроме того, в растворную смесь иногда для прочности и водостойкости вводили органические белки, например, творог – казеин, верблюжье молоко в Средней Азии, козье молоко (все это тоже казеин) и другие виды белков. Пластичность – способность деформироваться без трещин и разрывов – каждого слоя многослойной одежды была различна, поэтому возникновение трещин по всей толще штукатурки сдерживалась многослойной конструкцией всего массива раствора. Для увеличения трещиностойкости в раствор иногда вводили малое количество рубленых волокон соломы, шерсти, льна (в настоящее время трещиностойкий цементно-песчаный раствор с отрезками волокон называется фибробетоном)

В древности во многих странах, например Ассирии, Вавилоне, Финикии, Сирии, известь в смеси с кирпичной мукой использовалась для приготовления водостойких замазок при строительстве водопроводов и гидротехнических сооружений (А.А. Комаров). Введение в состав таких добавок увеличивает не только его водостойкость. Коэффициент теплового расширения из-за введения толченого кирпича также уменьшался в сторону приближения к кладке. В итоге все это увеличивало долговечность одежды. Мелкодисперстный наполнитель в тонком – 2-3 миллиметра – наружном слое – накрывке уменьшал его влагопроницаемость.

При значительных скоплениях людей выделяется большое количество теплого влажного воздуха. Он поднимается наверх, осаждается на поверхности сводов в виде конденсата. В православных храмах у основания сводов устраивались специальные желоба-капельницы, на которые конденсат стекал и выводился за пределы среды обитания. Этот уплотненный слой – затертая накрывка – уменьшал увлажнение как всей толщи штукатурки, так и кирпичной кладки, что положительно сказывалось на прочности всей конструкции.

Декоративные штукатурки. Для каждого вида декоративных штукатурок применяют свой раствор для подготовительного слоя. Толщина подготовительного слоя под любой вид декоративной штукатурки должна быть 15-20 мм. Это необходимо для того, чтобы избежать образования высолов, нарушающих однотонность накрывки. Несоответствие по прочности и плотности подготовительных слоев с накрывочным приводит к их расслаиванию. Если накрывочный слой будет прочнее подготовительного, то при обработке он может отслоиться от поверхности.

В зависимости от вяжущего материала, применяемого в растворах, подготовительный слой выдерживают влажным от 6 до 12 дней, поливая его водой по 3-4 раза в день. В ветреную, а также жаркую погоду поверхность грунта нужно закрывать рогожей, мешковиной, листами пергамина и т.п. и систематически увлажнять в течение 4-7 дней, известково-цементные и известковые растворы – не реже 2 раз в день, цементно-известковые и цементные – не менее 3-4 раз в день.

Отделочный или декоративный слой (накрывку) наносят, когда подготовительные слои схватились и приобрели прочность, то есть через 7-10 суток. Отделочный слой может быть обычным, предназначенным под окраску или набрызг, и декоративным. Цоколи в обязательном порядке нужно оштукатуривать цементным раствором, а поверхность при этом заглаживать весьма тщательно.

Декоративные растворы или накрывку наносить надо на предварительно увлажненные подготовительные слои, желательно по деревянным маякам в виде реек. Толщина накрывки 5-20 мм., она зависит от характера последующей обработки поверхности штукатурки.

Декоративные штукатурки по составам растворов, из которых они выполняются, и способам обработки их поверхностей делятся на три вида: известково-песчаные цветные, терразитовые и камневидные.

Известково-песчаные цветные штукатурки по своему внешнему виду имитируют песчаник. Цвет штукатурке придает заполнитель или пигмент, вводимый в состав раствора. Растворы для этого вида штукатурки приготовляют на основе извести и светлого арцевого или цветного песка с добавкой пигмента. Для придания растворам большей механической прочности и водоудерживающей способности в них вводят 10-15% цемента. Составы растворов для известково-песчаных цветных штукатурок (части по объему) приведены в Таблице 12.2.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector