Beton-zavod-ivanteevka.ru

БЕТОННЫЙ ЗАВОД "РБУ ИВАНТЕЕВКА"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стяжка из отсева и цемента: пропорции раствора

Стяжка из отсева и цемента: пропорции раствора

Схема приготовления бетонной смеси

Бетон, изготовленный на основе мелкого гранитного отсева, наиболее востребован в ландшафтном дизайне. С помощью такого материала создаются плитки для тротуара, различного рода водоемы, декорируются территории, прилегающие к домам, цветники и многие другие элементы декора.

Кроме того, из подобного раствора изготавливаются изделия, отличающиеся оригинальной формой и архитектурными изгибами.

Характеристика бетона, изготовленного из отсева


Фракции гранитного щебня.

Бетонный отсев — это наиболее доступный по цене строительный материал, который образуется непосредственно после тщательной переработки готового бетона в крошку.

Такой отсев используется для изготовления бетона и разнообразных железобетонных изделий. Кроме того, его активно используют в строительстве и для изготовления асфальта. Бетон, произведенный из отсева, получается гораздо прочнее, поэтому его достаточно часто используют вместо песка.

Конечный продукт приобретает требуемую прочность и хорошую плотность. Получаемый материал достаточно экономичный, поэтому его использование значительно уменьшает расходы, идущие на строительство. Он никак не влияет на имеющиеся характеристики конечного сооружения, что делает его просто незаменимым в очень многих областях строительства.

Состав и пропорции для приготовления бетона на основе гранита и цемента.

Если соотношение цемента и используемого отсева подобрано правильно, то можно получить конечный продукт с очень высокой прочностью. Основное использование отсева сводится к полной замене песка либо же применению его в качестве частичного заменителя.

При производстве стоит уделять внимание всем компонентам и их качеству. Для производства качественного раствора диаметр применяемого чистого отсева должен быть 1,5-4 мм. Отсев с более мелкими частичками совершенно не подходит для изготовления бетона.

Особое внимание нужно уделять качеству используемого материала, потому как отсев не должен содержать совершенно никаких примесей.

Очень важно правильно выбрать марку цемента для приготовления качественного раствора, потому как именно цемент — это основная составляющая любого бетона.

При выполнении строительства прочного монолитного фундамента зачастую используется цемент, характеризующийся хорошей стойкостью к морозам, водонепроницаемостью, высокой плотностью и достаточно быстрым затвердением.



Пропорции компонентов для изготовления смеси

Гранитным отсевом можно заменить песок в растворе полностью или частично. При полной замене пропорции цемента и отсева составляют от 1:6 до 1:8. Для приготовления смеси лучше использовать цемент марок М400 или М500. В первом случае получится бетон марки М150, во втором – М250. И тот, и другой подходят для использования в качестве напольного покрытия, но второй предназначен для бо́льших нагрузок (например, для устройства пола в гараже).

При частичной замене гранитным отсевом песка соотношения цемента, песка и отсева будут следующими: 1:3:3 или 1:4:4. Для приготовления бетона можно дополнительно использовать щебень. В этом случае соотношения цемента, песка, отсева и щебня будут следующими: 1:3:1:3 или 1:3:2:3. Отсев в смеси заполняет пустоты между зернами щебня и практически не влияет на изменение объема бетона.

Как приготовить бетон из отсева и цемента?


Использование отсева для приготовления бетонной смеси значительно сэкономит денежные средства.

Бетон из отсева и цемента — наиболее практичный и выгодный вариант, чем использование в основе песка либо щебня. Чтобы сделать прочный бетон, нужно строго соблюдать пропорции.

Для его изготовления нужно взять:

  • одну часть цемента марки М400;
  • восемь частей отсева;
  • примерно 20 процентов воды;
  • бетономешалку.

Приготавливаемый для заливки раствор должен получиться средней консистенции, поэтому нужно строго соблюдать пропорции. Избыток воды может привести к тому, что применяемый заполнитель полностью разрушит структуру готового раствора и после проведения заливки сразу же будет давать очень большую усадку, что в результате приведет к появлению глубоких трещин.

Стоит помнить, что для производства прочного и хорошего раствора вода и цемент обязательно должны быть высокого качества. Для получения качественного продукта с высокой прочностью лучше всего использовать очищенную питьевую воду.


Конструкция бетономешалки для приготовления бетона из отсева.

Для улучшения характеристик строительного раствора в него можно добавлять различного рода уплотнители для придания большей прочности и упругости. Но при этом стоит помнить, что использование уплотнителей целесообразно только лишь для дорожного строительства.

Если же бетон будет использоваться для строительства жилого здания, то его качеству и прочности нужно уделять особое внимание, потому как именно от этого зависит безопасность здания.

Для изготовления бетона нужно засыпать цемент и отсев в бетономешалку и в течение нескольких минут тщательно вымешать всю эту смесь. Затем нужно в бетономешалку добавить воду и вымешать смесь до получения однородной консистенции.

Отсев при замешивании полностью либо же частично заменяет песок, а также достаточно мелкий щебень. Стоит отметить, что при правильном производстве такого бетона он ничуть не уступает тому, что был изготовлен с использованием стандартной фракции щебня.

Разновидности отсева

Отсев делится на три вида:

  1. Бетонный. Одно из главных преимуществ — невысокая цена, обусловленная вторичной переработкой бетона. Размер полученной крошки колеблется в пределах от 1 до 10 мм. Используется в дорожном и промышленном строительстве, для создания железобетонных изделий. Фундамент из отсева и цемента получается очень крепким, и таким же надежным, как и с песком;
  2. Бетонный с кирпичом. Отличается от обычного бетонного лишь добавленной крошкой переработанного кирпича;
  3. Гранитный. Самый распространённый вид отсева, отличается от других серым и красным оттенками. Благодаря цвету очень популярен в благоустройстве садов, также используется для укладки тротуарной плитки и др.
Читайте так же:
Пропорции смеси цемент песок опилки

Изготовление бетона без использования бетономешалки

Сделать бетон из цемента и отсева можно и без использования бетономешалки, замешивая смесь в деревянной либо же металлической емкости.


Пропорции ингредиентов для замешивания бетона.

Подготовленные компоненты для изготовления раствора в сухом виде засыпать прямо в емкость и тщательно их перемешать до получения густой однородной массы.

Когда все компоненты будут перемешаны, нужно постепенно понемногу доливать воду, постоянно помешивая смесь, чтобы избежать образования комочков. Когда смесь будет равномерно перемешана и хорошо увлажнена, можно использовать ее для заливки фундамента.

Использовать готовый строительный раствор можно только лишь в течение нескольких часов после его приготовления. Если раствор получается чрезмерно густым, то можно добавить немного больше воды. Консистенция должна быть такой, чтобы его можно было легко перемешать, не прикладывая много усилий, но при этом, чтобы он не стекал с лопаты.

Отсев перед использованием нужно очень хорошо просеять. Если отсев влажный, то воды нужно добавлять немного меньше требуемого количества. Цемент должен быть обязательно свежим и хорошего качества.

Если раствор готовится в холодное время года, то воду нужно обязательно подогревать, потому как бетон может застыть раньше времени и потеряет свою прочность. При замесе в зимнее время стоит изменить порядок загрузки всех компонентов, изначально в емкость наливается горячая вода, а затем в нее добавляется отсев и цемент. Не стоит добавлять в раствор противоморозные добавки, потому как они повреждают арматуру и способствуют быстрому разрушению готового бетона.

Особенности выполнения стяжки

Есть одно общее правило: если толщина слоя стяжки более 50 мм, она в обязательном порядке армируется. При толщине свыше 100 мм – армируется в два ряда. Вместо стандартного армирующего материала – арматуры – удобно использовать полипропиленовое фиброволокно. Оно экологически безопасно и хорошо переносит химические воздействия. Фибробетон имеет высокую стойкость к ударным нагрузкам и сохраняет свои прочностные качества десятилетиями.

Подробней о фиброволокне – на видео ниже:

Чтобы получить стяжку максимально высокого качества, необходимо использовать виброрейку. Она хорошо уплотняет и утрамбовывает смесь. В противном случае в бетоне останутся полости, заполненные воздухом. А значит и прослужит он недолго. Виброрейка позволяет разровнять бетонную смесь и не допустить образование пустот. В результате напольное покрытие будет долговечным.

Пример использования виброрейки для выполнения стяжки можно увидеть на видео ниже:

После окончания работ в помещении должна поддерживаться температура не ниже +5 °С. Сквозняки необходимо исключить. Стяжку желательно на неделю укрыть полиэтиленовой пленкой. Это замедлит процесс испарения воды и минимизирует растрескивание смеси. Полное застывание происходит за 30 дней. Только после этого можно выполнять отделочные работы.

Изготовление высококачественного бетона

Можно приготовить очень прочный и долговечный бетон из смеси отсева, песка, щебня, цемента и воды.

Все компоненты для изготовления бетона должны быть обязательно сухими. Изначально нужно смешать до однородного состояния песок, отсев и цемент. Когда смесь будет тщательно перемешана, в получившийся состав нужно постепенно вливать воду, постоянно перемешивая до образования однородной смеси.

При необходимости можно в получившуюся смесь добавить различные присадки, которые придадут бетону большую прочность и требуемую пластичность.

После получения однородной массы в ее состав нужно добавить очищенный и немного смоченный в воде щебень либо же гравий. Затем все тщательно перемешать и, если нужно, добавить небольшое количество воды, однако ни в коем случае нельзя допускать ее переизбытка, потому как таким образом можно нарушить структуру бетона, в результате чего он получится слишком хрупким и жидким.

Объемы компонентов

Качество, прочностные свойства итогового продукта зависят от правильного соотношения добавляемых ингредиентов. Чтобы точно определить необходимое количество бетонного отсева, следует от общепринятой пропорции забрать по одной части песчаного заполнителя и щебня, их заменить двумя частями отсевного заполнителя.

Чтобы подобрать вид отсевной крошки для строительного раствора, следует выяснить предполагаемую степень нагрузки на будущее строение или дорожное покрытие. Как упоминалось выше, смесь на основе гранитной крошки более выгодна по сравнению смеси песка с щебнем. Стоит обратить внимание здесь на температурные показатели во время эксплуатации бетонной конструкции либо настила.

Если планируется заливка территории около частного дома, здесь следует применить армирующую сетку, которая заливается бетонным раствором толщиной не более 7 см. Для изготовления подобной смеси, при условии использования гранитной крошки, соблюдается такая пропорция:

  • 1 порция цемента марки М400;
  • 8 порций гранитной крошки;
  • максимум 20% воды от общего объема.

В результате выйдет смесь с прочностью М150. Заметим, что перед заливкой площадки на нее следует уложить подушку, которую можно сделать из гранитного отсева, хорошенько утоптав его до заливки. Высота такой подушки должна быть минимум 5 см.

Советы профессионалов

Чтобы вы лучше представили себе технологию приготовления раствора из цементного порошка и отсева, мы подготовили несколько полезных видеоматериалов. Эти ролики также содержат полезные советы от опытных строителей по приготовлению бетонного раствора из отсева:

При правильном подборе пропорций и использовании качественных компонентов бетонный раствор, замешанный с применением отсева, не уступит традиционной цементно-песчано-щебеночной смеси. При этом достигается существенная экономия средств, что делает применение отсева в строительстве оправданным решением. Удачи в работе!

Бетонный

Получен в процессе измельчения отслуживших бетонных конструкций. Он обладает важным преимуществом — все процессы, протекающие в массиве бетона, давно завершились, что в несколько раз снижает длительность и интенсивность повторных процессов, инициированных присутствием цемента.

Читайте так же:
Стружечно цементная плита характеристики

Бетон

Вторичное использования отработанного материала увеличивает экономичность, снижает расходы на перевозку и обработку компонентов. Бетонный отсев широко используется в сфере производства ЖБИ, на дорожном строительстве, применяется на благоустройстве территорий.

Существует также бетонно-кирпичный отсев, состоящий из частиц, полученных при дроблении старых кирпичных стен. Он помогает получить качественный бетон, из которого могут быть изготовлены разные элементы построек, включая фундамент.

Как правильно укладывать «полусухую» бетонную стяжку

Чтобы бетонный слой получился идеально ровным, нужно правильно выставить маяки. Расстояние между маяками оставляют таким, чтобы можно было пользоваться полутораметровым правилом. То есть между маяками следует выдержать расстояние не более 140 см.

Эффективное использование окаменевшего цемента

Соблюдение требований к условиям хранения строительного цемента позволит сохранять его качественные характеристики продолжительное время. К сожалению многие поставщики пакуют материал в бумажные пакеты, что усугубляет ситуацию. Необходимо надежно защитить упаковку от попадания влаги, в противном случае ее содержимое превратится в камень. Рассмотрим подробнее где использовать такой материал с пользой и в каких случаях бессмысленно тратить время и силы.

Окаменевший цемент

Фото: https://www.rmnt.ru/pub2/Wu/rw/WurwuvPG.jpg

Свойства слежавшегося цемента

Материал теряет свои связующие свойства под действием углекислого газа, при попадании влаги. По мнению профессиональных строителей, цементный камень не имеет первоначальных свойств, это – балласт, область применения которого весьма ограничена.

Народные способы восстановления утерянных качеств материала: верить или нет

Интернет предлагает неискушенному читателю множество советов. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

  • Прожарка. Рекомендуется для возвращения прежних свойств жарить куски камня на сковороде. В действительности такое возможно при температурах +1300 0 С-+1500 0 С. Максимальная температура в обычной угольной или дровяной печи +500 0 С. Сооружать специальную печь ради половины мешка песчаника нецелесообразно.
  • Растирание в пыль. Дробление окаменевшего материала кувалдой потребует немалых сил. Затем полученные камни рекомендуется растирать до пыли. Для такой цели можно соорудить приспособления: мельницу или жернова, но оправдает ли цель средства – каждый решает сам.
  • Соединение старого цемента с новым. Доморощенные изобретатели ратуют за использование смеси нового и лежалого (50/50) при устройстве фундамента.

Необходимо учесть, что:

  • Полученная смесь имеет худшие качества, в сравнении с новым цементом. Такой раствор не имеет прежних связующих свойств, будет долго высыхать и набирать зрелость. Прочность такого материала значительно ниже, что снизит эксплуатационный срок готовой конструкции. К примеру, прочность марки М-400 снижается до показателей М-300 или М-200 в зависимости срока годности.
  • Строительные нормы предусматривают соединение старого и нового в соотношении 1:10 соответственно, при этом старый растирается до пыльной консистенции. Соединение таких составляющих в соотношении 50/50 недопустимо.
  • Вскрытая упаковка содержит не цемент, а совершенно новый материал со своими характеристиками. Растирание, раскалывание не вернет ему прежних свойств. В результате реакции гидратации, под действием влаги и углекислого газа, утеряны химические свойства материала, поэтому опытные строители не используют слежавшийся порошок.

Можно ли и как использовать цемент, который затвердел в мешке

Наряду с глупыми советами встречаются рекомендации заслуживающие внимания. Нижеприведенные способы помогут использовать с пользой окаменевший песчаник в большом количестве.

  • Строительство. Используется в постройках не подверженных действию больших нагрузок: в качестве заполнителя оснований, при монтаже забора, курятника, дровника и пр. Для этого слежавшийся монолит дробят на куски размером около 50 мм.
  • Ремонт покрытий, декорирование садовых дорожек. Цементный камень используют вместе с щебнем, строительным мусором в соотношении 1:3. На 1 часть битого балласта приходится 3 части добавки. Полученный состав незаменим при устройстве отмостки , дорожек в саду и др.
  • Создание основы под плитку. При заливке пола, для «подушки» под отделку применяют мелкие и средние фракции; в установке бордюрных камней, скамеек.
  • Ремонт придомовой территории. Чтобы использовать окаменевший материал без остатка достаточно раздробить его на камни, перевезти тачкой и засыпать ямы и выбоины, которых полно на дороге перед домом.

Материал имеет небольшой срок использования, поэтому применение окаменевшего цемента в качестве основного вяжущего не рекомендуется. Необходимо учесть, что при хранении 2-3 месяца в оригинальной упаковке под навесом его прочность теряется до 15%. Через полгода этот показатель снижается на 50%. Это объясняется высокой способностью цемента к поглощению влаги из окружающей среды, в результате чего происходит твердение материала и изменение химической структуры.

Цемент

Фото: https://i.ytimg.com/vi/dzC5PNotJNk/maxresdefault.jpg

На форумах часто встречается информация о том как проверить прочность старого песчаника. Для этого рекомендуется измельчить его в пыль, залить конус, подождать пока затвердеет, затем разбить молотком и сравнить прочность с прочностью конуса из нового цемента, а после определить область его применения. Но с помощью конуса определяют подвижность бетона, а не прочность слежавшегося материала. Поэтому измельчение до пыли не придаст старой смеси утраченных свойств.

Видео:

Сколько можно хранить цемент

Хранить упаковки с цементом необходимо в хорошо проветриваемых сухих помещениях на деревянных или пластиковых поддонах. Упаковки укладываются горизонтально на высоту не более 180 см.

Согласно требованиям ГОСТ 30515-97, составы с быстрым сроком твердения хранятся 45 суток, другие типы — не более 60 суток.

Рассчитывается гарантийный срок товара от даты отгрузки поставщика,а не с момента поступления на склад.

Совет специалиста: чтобы оставшийся цемент сохранил свойства на протяжении 1-1,5 лет, его необходимо пересыпать в сухие герметичные металлические или пластиковые емкости при минимальной влажности либо упаковать в полиэтилен.

Приобретать цемент нужно в специализированных магазинах, желательно у предприятия-изготовителя, непосредственно перед началом строительных работ. Период от даты изготовления до покупки должен составлять не более 1 месяца, в противном случае материал быстро потеряет свои свойства.

Читайте так же:
Фибра для цементного раствора своими руками

Перевалка сыпучих материалов

Компания Telschig Verfahrenstechnik GmbH (Германия) разработала и стандартизировала системы для таких задач, как растаривание и перевалка цемента и других материалов, производительностью от 10 до 110 т/ч.

  • Мобильные установки растаривания цемента (из биг-бэгов)
  • Стационарные установки растаривания сыпучих материалов
  • Комьедробилки

Две линии разгрузки цемента из вагонов хопперов могут обеспечить общую производительность установки Cemrail до 110 т/ч, причем глубина приямка обычно не превышает 3м.

Максимальные расстояния при пневмоподаче для стандартного оборудования составляют 20 метров по горизонтали и 20 по вертикали. Для больших расстояний применяется оборудование в специальном исполнении.
Для промышленного растаривания сыпучих материалов из мешков предназначены автоматические установки Cematic. Для опорожнения мешков с пластмассовым гранулятом или с аналогичным продуктом используются установки Semat.

К основным направлениям Телшиг относятся и комьедробилки Cembreak. Главными параметрами при выборе комьедробилки являются требуемая производительность, размер, состав и температура поступающих комьев. Одновременно с дроблением материал можно также пропустить сквозь сито. Индивидуальные системы для грубого и мелкого дробления разных материалов (от приправ и пластмасс до шлаков и извести), системы разгрузки цемента и растаривания мешков применяются на тепловых электростанциях, в пищевой, химической, строительной промышленности. оборудование компании Telschig Verfahrenstechnik GmbH

Продукцию фирмы Телшиг отличают такие характеристики, как:

Простота и надежность. Компоненты установок могут быть легко и просто скомбинированы так, чтобы сформировать идеально сбалансированную систему. Для отдаленных районов компания поставляет пакет запасных частей вместе с машиной, с тем чтобы обеспечить постоянную работоспособность установки.

Многофункциональность. Установки и их компоненты могут быть использованы для обработки различных видов минерального сырья, которое применяется в строительной отрасли, т.е. таких как известь, гипс, летучие золы, бетонит, микрокремнезем, пуццолановые материалы, и т.д. оборудование компании Telschig Verfahrenstechnik GmbH

Мобильность. Модули, скомпонованные для решения конкретной задачи, после завершения работ могут быть использованы и на другой площадке.
Удобство в эксплуатации. Все установки и машины устанавливаются, как правило, на уровне +-0, что способствуют быстрому монтажу. Работы по сервисному и техническому обслуживанию осуществляются также на уровне земли.
оборудование компании Telschig Verfahrenstechnik GmbH

Компания Telschig Verfahrenstechnik GmbH находится в городе Муррхардт близ Штуттгарта в Германии, и занимается инженерными разработками начиная с 1973 года. На протяжении многих лет компания специализировалась на разработке и производстве оборудования для хранения, транспортировки и обработки сыпучих материалов, используемых в широком диапазоне отраслей промышленности. С 1975 года фирма Telschig принимает участие в разработках машин для производства и перевалки цемента, установок для строительных площадок. В настоящее время фирма Telschig работает во всем мире, и считается одним из технологических лидеров в этой области. «Концентрация наших усилий на основных направлениях и выход на рынки России и Объединенных Арабских Эмиратов уже дали положительный результат,» — говорит Хорст Телшиг. Рост фирмы основан на комбинации инноваций, проверенных решений и индивидуального подхода к заказчику.

Цемент оседает в пути

одскажите, сухогрузы с китайским цементом по Амуру ходят?» — сегодня таким вопросом никого не удивишь. В последнее время тема импорта цемента в Россию стала одной из самых обсуждаемых. Строительный сезон еще не начался, а причалы и склады многих морских портов уже завалены китайской, турецкой и прочей заграничной продукцией. Толпы импортеров вздули цены на рынке фрахта и портовых услуг. За несколько месяцев услуги по перегрузке цемента в портах подорожали со 140 до 480 рублей за тонну.

Поводом для ажиотажа стал высокий уровень внутренних цен на цемент, а также прогнозы участников рынка на этот год. В 2007−м цемент подорожал почти на 80%, сегодня он продается по 4,5–5 тыс. рублей (около 200 долларов) за тонну. Некоторые игроки убеждены, что из-за дефицита, который оценивается в 8–10 млн тонн, в этом году цены могут подскочить еще выше: до 9–10 тыс. рублей за тонну в пик спроса. При таком раскладе ввоз цемента из соседних стран — там он в разы дешевле — становится доходным бизнесом. Уже сегодня рентабельность таких операций при грамотно выстроенной логистике составляет как минимум 15–20%. «По нашим подсчетам, 5 тысяч рублей за тонну — это цена, при которой импорт становится выгодным бизнесу, — говорит управляющий директор Группы ЛСР Георгий Ведерников.

Закупились под завязку

До недавнего времени объем рынка импортного цемента был мизерным. В последние годы в страну ввозилось менее 1 млн тонн при внутреннем производстве порядка 55–60 млн тонн. Основными поставщиками выступали цементные заводы Украины и Белоруссии. По данным Федеральной таможенной службы, в 2006 году они ввезли в совокупности около 600 тыс. тонн. Объемы поставок из других стран были незначительными.

Все изменилось в прошлом году. Агрессивная ценовая политика основного маркетмейкера, холдинга «Евроцемент груп», вынудила трейдеров, директоров железобетонных заводов и растворно-бетонных узлов искать «хлеб строительства» за границей. Поскольку мощности поставщиков из стран СНГ ограничены, потребители и спекулянты двинулись в Турцию (производит около 50 млн тонн цемента, экспортирует около 5 млн тонн) и Китай (производит около 1,3 млрд тонн, экспортирует около 36 млн тонн). Эти страны близко расположены к основным перевалочным пунктам: черноморским (Новороссийск) и дальневосточным (Находка, Владивосток) морским портам. Цемент там значительно дешевле, чем у нас: в Турции — около 100 долларов за тонну, в Китае — около 50–60 долларов. «В других странах лишнего цемента либо нет, либо его транспортировка слишком обременительна», — поясняет генеральный директор компании «Ерукаев и партнеры» Виктор Ерукаев.

Читайте так же:
Самый качественный цемент россии

По оценкам компании InfoLine, в 2007 году объем импорта вырос примерно на 50% и составил около 1,5 млн тонн (в ФТС эти данные не подтвердили, сославшись на отсутствие статистики за 2007 год). В этом году рост может оказаться еще более внушительным. По слухам, на китайских заводах лежат сотни подписанных контрактов с российскими компаниями-импортерами. По словам начальника отдела маркетинга ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Александра Тиньгаева, наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения импорта китайского цемента. «С каждым днем растет количество клиентов, желающих перевалить цемент через порт, но некоторым из них нам приходится отказывать из-за отсутствия свободных складских площадей. Сейчас в порту находится около 50 тысяч тонн», — рассказывает он. В пресс-службе Новороссийского морского торгового порта сообщили, что заключены договоры с несколькими компаниями на достаточно крупные объемы импортного цемента. За заказы по перевалке цемента взялся даже Мурманский морской рыбный порт, доселе этим не занимавшийся.

Если раньше на рынке импортного цемента доминировали мелкие игроки, то теперь к ним присоединились крупные компании. В частности, «Базэл-Цемент» Олега Дерипаски в марте привез в Новороссийск первую партию цемента турецкого производителя Turkish Cimentas в объеме порядка 50–60 тыс. тонн. Всего в течение двух лет эта компания намерена импортировать около 2 млн тонн продукции турецких цемзаводов. Донская техническая компания планирует в 2008 году поставить на российский рынок около 300 тыс. тонн импортного цемента из Португалии, Греции и Турции. Холдинг «Сибирский цемент» и вовсе приобрел турецкого производителя Set Cimento. Эта компания располагает мощностями порядка 5 млн тонн в год, частично они могут быть переориентированы на российский рынок. Кроме того, множество относительно небольших фирм намерены ежемесячно ввозить по 5–10 тыс. тонн цемента.

Конкурент для Гальчева

По мнению экспертов, увеличение объемов импорта цемента (по прогнозам на ближайшие два-три года — до 3–5 млн тонн) неизбежно отразится на внутреннем рынке и обострит ценовую конкуренцию. «Есть надежда, что в ближайшем будущем отношения между потребителями цемента и поставщиками станут более цивилизованными. В последнее время производителям цемента деньги падали с неба в больших количествах и их сознание несколько затуманилось. Это пройдет», — отмечает Георгий Ведерников.

Импорт уже умерил аппетиты местных производителей. «Если в прошлом году ажиотажный спрос позволял поднимать цены, то в начале этого года большинство цементных заводов даже были вынуждены сократить объемы отгрузки цемента по железной дороге на шесть-семь процентов», — констатирует председатель совета директоров компании «Сухоложскцемент» Максим Сотников. По данным Группы ЛСР, рост цен на цемент на Северо-Западе прекратился осенью 2007 года, а в декабре продажи основного производителя (холдинга «Евроцемент груп» Филарета Гальчева) начали снижаться. С одной стороны, сказалось влияние сезонного фактора. С другой — на рынке появились альтернативные поставщики с более низкими ценами из Мордовии, Молдавии, Китая, Турции, Латвии, Эстонии, с Дальнего Востока. В первые месяцы 2008 года наблюдалось превышение предложения над спросом.

В немалой степени снижению спроса и обострению конкуренции способствовали финансовые проблемы, с которыми столкнулись многие участники строительного рынка. «Деньги подорожали. У меня несколько объектов стоят на уровне котлована, но я не могу взять кредит и заключить договор подряда. Ужесточились требования банков, обязательным условием стало наличие 30 процентов собственных средств от объема проектного финансирования, требуется мощное обеспечение. Год-полтора назад за мной банки бегали, теперь я за ними», — сетует один из столичных застройщиков.

Некоторый спад на строительном рынке подтверждается и официальной статистикой. Как подсчитал Росстат, в январе-феврале темпы роста объемов жилищного строительства (на него приходится около 50% объема потребления цемента) снизились с прошлогодних 68 до 6,5%. Мособлстат показывает, что в первые два месяца 2008−го в Подмосковье зафиксировано резкое падение объемов ввода жилья: на 31,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Не стоит сбрасывать со счетов и ввод новых цементных мощностей внутри страны, которые уже частично восполняют существующий дефицит. По данным Росстата, в 2007−м цемента выпущено на 9% больше. В прошлом году «Спасскцемент» увеличил производство на 1 млн тонн, был запущен Ачинский цементный завод мощностью 700 тыс. тонн. В 2009–2010 годах новые линии запустят «Сухоложскцемент», «Невьянский цементник», «Сода», «Катавский цемент», Группа ЛСР. По данным Unicredit Aton, мощность всех заявленных к строительству заводов уже превышает 140 млн тонн. Даже если половина этих проектов будет реализована, то внутренний спрос на цемент, который к 2016 году оценивается примерно в 121 млн тонн, будет покрыт.

По мнению экспертов, при нынешнем невысоком уровне таможенных пошлин единственным барьером для дальнейшего наращивания объемов импорта цемента является слабость логистической инфраструктуры.

Читайте так же:
Песчано цементное покрытие труб

Российские порты не могут принимать цемент навалом (то есть засыпать его с судов в железнодорожные вагоны), отсутствуют специальные терминалы. По этой причине морские поставки осуществляются в специальных мешках — биг-бэгах емкостью полторы-две тонны. «Но перевалка биг-бэгов — это сплошная головная боль. Отлаженной механизированной перегрузки, как правило, нет, грузы обрабатываются вручную. Биг-бэг — это большая сумка из полипропилена, внутри полиэтиленовый вкладыш, и в нем полторы тонны очень текучей массы. В полувагоне умещается 60–70 таких мешков. Поскольку вагоны металлические, то существует риск разрыва биг-бэгов из-за задиров или торчащих шурупов. Полторы тонны цемента за минуту вытекают», — рассказывает г-н Сотников («Сухоложскцемент»). Комплексные потери при транспортировке и разгрузке цемента в биг-бэгах доходят до 5–10%.

Проблема низкой пропускной способности каналов поставок импортного цемента усугубляется тем, что сегодня припортовые железнодорожные станции перегружены, подвижной состав в дефиците. В прошлом году для обеспечения существующих потребностей перевозки цемента у РЖД и всех остальных операторов подвижного состава не хватало около 12 тыс. хопров-цементовозов. Между тем срыв сроков поставок чреват ухудшением качества цемента. Принято считать, что если цемент пролежал на хранении месяц, то он теряет одну единицу в марочности. То есть, купив в Китае марку 500ДО, московские потребители, до которых цемент идет в лучшем случае месяц, рискуют получить марку 400ДО.

По словам г-на Ерукаева из компании «Ерукаев и партнеры», страны-экспортеры способны производить для России не менее 10–12 млн тонн цемента в год. Флот в состоянии такие объемы переварить, порты смогут напрячься и выгружать на причалы не менее 5–6 млн тонн цемента в год. «А вот дальше — узкое горлышко. Железнодорожная инфраструктура обеспечения портов перегружена и работает на пределе возможностей. Нехватка специализированного подвижного состава для перевозки цемента просто катастрофическая. По разным оценкам, в прошлом году из-за отсутствия вагонов не было вывезено с российских цементных заводов 5–10 миллионов тонн фактически произведенного цемента. Мне известны пять китайских заводов, которые должны были поставить в Россию в этом году по миллиону тонн цемента и более. В действительности же реальные поставки китайского цемента через все порты российского Дальнего Востока из-за неразвитости логистической инфраструктуры еще ни разу не превысили 30 тысяч тонн в месяц», — утверждает наш собеседник.

Многие эксперты уверены, что логистические барьеры являются серьезным препятствием для наращивания объемов импорта цемента. И это не преувеличение. Однако следует учитывать и реакцию на происходящее непосредственных участников импортных сделок, которые напрямую заинтересованы в расшивке узких мест.

Во-первых, уже в ближайшее время импортеры могут «протоптать», в довесок к существующим, новые каналы поставок. «Люди у нас предприимчивые, если экономика позволит, то они будут цемент самолетами возить», — шутит один из участников рынка.

Одним из альтернативных маршрутов может стать реэкспорт китайского цемента железной дорогой из Белоруссии. В прошлом году белорусы отменили пошлины на импорт китайского цемента и в ближайшие годы намерены ввезти из Китая несколько миллионов тонн (при внутренней потребности порядка 2 млн тонн в год). Некоторые компании изучают возможность перевалки цемента навалом через угольные терминалы, а также схемы, связанные с использованием для перевозки цемента судами, доставляющими металлолом в Турцию (обратно в Россию такие корабли, как правило, идут порожними).

Во-вторых, основные участники логистической цепочки проявляют неподдельный интерес к проектам развития транспортной и грузовой инфраструктуры. Впереди планеты всей морские порты: они почти ничем не рискуют, поскольку оборудование для перегрузки цемента может использоваться для перевалки любых сыпучих материалов. Как сообщили в Новороссийском торговом порту, технические службы прорабатывают вопрос о возможности приема цемента навалом, что позволит нарастить объем и удовлетворить растущий спрос. Стоимость оборудования причала перегрузочным комплексом для обработки насыпного цемента оценивается в 5–10 млн долларов. «Я знаком с собственниками одного из дальневосточных портов. Они начали заниматься перевалкой китайского цемента. Сейчас заработают деньги и, возможно, поставят у себя пару новых причалов, арендуют вагоны», — говорит г-н Ведерников из Группы ЛСР.

Туманными остаются разве что намерения железнодорожников, которые пока явно не спешат инвестировать в модернизацию припортовых железнодорожных участков и инфраструктурных объектов.

Стоит заметить, что теоретически в развитии логистической инфраструктуры должны быть заинтересованы не только импортеры и потребители, но и внутренние производители цемента. И прежде всего владельцы новых цементных заводов, приближенных к морским портам. Некоторые из них уже задумываются об экспортных возможностях. Ведь рано или поздно внутренний рынок насытится, тогда как в Европе, избавляющейся от экологически вредного цементного производства, спрос будет стабильно расти (кстати, в этом смысле показателен пример Китая: большинство крупных китайских заводов имеют выход к морю и обладают необходимой портовой инфраструктурой). Поскольку современное оборудование для перевалки насыпного цемента является реверсивным, построенные в годы цементного дефицита порты и причалы, предназначенные для приема импортных грузов, в случае изменения внутренней конъюнктуры вполне могли бы отгружать излишки цемента на экспорт. Тогда о непредсказуемых и вредных для национальной экономики ценовых скачках могли бы на какое-то время забыть все участники строительного рынка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector